Элементы ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

период послевоенного восстановления народного хозяйства
1945-1953 гг.
И.В. Сталин

 

Названы 2 элемента ответа

2

Назван 1 любой элемент ответа

1

Все элементы названы неверно

0

Максимальный балл

2

С2. Какие явления в жизни колхозов отмечает автор? В чём он .видит причины тяжёлого положения в сельском хозяйстве края, непосредственно не пострадавшего от войны?

Элементы ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

1. Автор отмечает следующие явления:
сокращение посевных площадей и низкую урожайность всех культур в тяжёлых послевоенных условиях
получение колхозниками очень низкой платы за труд, гораздо ниже, чем перед войной

 

2. Основными причинами тяжёлого положения автор называет:
принудительная сдача зерна государству
недоплата колхозникам зерна по трудодням
неоднократное завышение планов сдачи хлеба государству

 

Названы в общей сложности 3 элемента ответа

2

Названы 1—2 любых элемента ответа

1

Все элементы названы неверно

0

Максимальный балл

2

С3. Почему записка была секретной? О каких характерных чертах политики государства в этот период можно судить по отрывку? Ответ:

Элементы ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

1. Может быть указано, что секретность записки объяснялась тем, что:
официальная пропаганда скрывала истинное положение в стране
информацию о тяжелейшем положении в сельском хозяйстве органы безопасности готовили только для высших руководителей под кодом «совершенно секретно»
записка содержала резкую критику советских и партийных органов
2. Отразившиеся в отрывке черты государственной политики:
восстановление хозяйства шло во многом за счёт деревни
велики были налоги и принудительные поборы с колхозников
жизнь на селе, в городах жестко регламентировалась, с жизнью в тюрьме сравнивает её один из председателей колхозов

Названы 2 элемента ответа

2

Назван 1 любой элемент ответа

1

Все элементы названы неверно

0

Максимальный балл

2

С4 …и укажите их причины (не менее трёх). Ответ:

Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

1. Могут быть названы следующие народные выступления XVIII в.:
восстание 1705—1706 гг. в Астрахани
восстание на Дону под руководством К. Булавина (1707—1708 гг.)
выступление работных людей на мануфактурах (20-е гг. XVIII в.)
религиозные выступления старообрядцев в первой четверти XVIII в.
движения крестьян и работных людей в 30 — 60-е гг. XVIII в.
крестьянско-казацкое восстание под предводительством Е. Пугачёва 1773—1775 гг.
2. Могут быть указаны причины народных выступлений:
ужесточение крепостнического гнёта
рост повинностей крестьян и посадских людей
тяжёлое положение работных людей
указы Петра I о приписных и посессионных крестьянах
наступление государства на казачьи вольности
преследование старообрядцев

Указания к оцениванию

Баллы

Названы 3 народных выступления XVIII в., приведены 3 причины

4

Названы 3 народных выступления, приведены 2 причины ИЛИ названы 2 народных выступления, приведены 2—3 причины

3

Названо 2—3 народных выступления, приведена 1 причина ИЛИ названы 3 народных выступления, но причины не приведены

2

Названо 1 народное выступление, приведены 1—3 причины ИЛИ народные выступления не названы, но приведены 2—3 причины ИЛИ названы 2 народных выступления, но причины не приведены

1

Назван только 1 любой элемент ответа ИЛИ все элементы названы неверно

0

Максимальный балл

4

С5. Ниже приведены две точки зрения на характер Крестьянской реформы 1861 г.:
Крестьянская реформа 1861 г. была проведена в интересах дворян.
Крестьянская реформа 1861 г. была проведена в интересах крестьян.
Какую точку зрения вы считаете более предпочтительной? Назовите факты, положения, которые могут служить аргументами избранной вами точки зрения (не менее трёх).

Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Учащийся может выбрать одну из названных точек зрения, но при этом должен привести аргументы для его обоснования.
При выборе первой точки зрения:
значительная часть крестьянской земли перешла помещикам (отрезки)
сохранение помещиками большей части их земель
получение помещиками выкупа
возможность использования труда временнообязанных крестьян
При выборе второй точки зрения:
крестьяне были освобождены от крепостной зависимости
крестьяне получили возможность выкупить свой надел (независимо от согласия помещиков)
крестьяне получили ряд гражданских прав (право заключать сделки на своё имя, на свободу передвижения, свободного вступления в брак и т.д.)
вводилось крестьянское самоуправление

Указания к оцениванию

Баллы

Приведены 3 аргумента, подтверждающих выбранную точку зрения

3

Приведены 2 аргумента

2

Приведен 1 аргумент

1

Все элементы ответа названы неверно

0

Максимальный балл

3

С6. Рассмотрите историческую ситуацию и выполните задание.
Вплоть до начала 1920-х гг. Советская Россия находилась в международной изоляции. Правительства европейских стран и США не торопились с дипломатическим признанием большевиков, а большевики строили свою политику, исходя из идеи мировой коммунистической революции. В 1922 г. произошли два события, ставших началом перемен.
Назовите эти события. Укажите не менее трёх причин, позволивших нашей стране выйти из международной изоляции.

Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

1. Могут быть названы события:
участие Советской России в Генуэзской конференции
подписание договора с Германией в Рапалло
2. Могут быть указаны причины:
заинтересованность иностранных государств в развитии экономических отношений с Россией
завершение Гражданской войны
переход нашей страны к НЭПу, что было воспринято многими как свидетельство серьёзных перемен во внутренней политике страны
заинтересованность иностранных политических и деловых кругов в решении проблемы царских долгов и возмещении потерь, понесённых в результате национализации

Указания к оцениванию

Баллы

Названы 2 события и 3 причины

4

Названы 2 события и 2 причины ИЛИ названо 1 событие и 3 причины

3

Названо 1 событие и 2 причины ИЛИ названы 2 события и 1 причина

2

Названо 1 событие и 1 причина ИЛИ названы 2 события, но причины не названы ИЛИ события не названы, но названы 2—3 причины

1

Назван 1 любой элемент ответа ИЛИ все элементы названы неверно

0

Максимальный балл

4

С7. Сравните основные черты развития культуры в СССР в 1945—1953 гг. и 1953—1964 гг. Укажите, что было общим (не менее двух характеристик), а что — различным (не менее трёх различий).

Элементы ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

С7.1 В качестве общих характеристик могут быть приведены:
непосредственное руководство деятельностью творческой интеллигенции со стороны партийных органов
давление официальной идеологии (в разной степени) на творчество представителей культуры
преобладание в творчестве метода социалистического реализма
гонения (в разной степени) на деятелей культуры

 

Приведены 2 общие черты

2

Приведена 1 общая черта

1

Все общие черты названы неверно

0

Максимальный балл

2

С7.2. Различия:

Период 1945-1953 гг.

Период 1953-1964 гг.

жесткое идеологическое давление партийных органов

«оттепель» в культуре, ослабление идеологического пресса

принятие партийных постановлений с резкой критикой творчества ряда писателей, кинематографистов, музыкантов, деятелей театра и др.

осуждение принятых при Сталине постановлений (с определёнными оговорками)

репрессии против представителей культуры

реабилитация ряда осуждённых ранее деятелей культуры

введение запретов на публикацию и исполнение произведений некоторых деятелей культуры

отмена запретов на исполнение и издание запрещенных ранее произведений (в том числе о жизни заключенных ГУЛАГа)

увеличение количества изданий периодической печати

открытие новых театров

борьба с «идолопоклонством перед Западом»

расширение культурных связей с, зарубежными деятелями культуры (проведение выставок произведений зарубежного искусства, Всемирного фестиваля молодежи и студентов, Международного конкурса исполнителей имени П.И. Чайковского)

 

2

Названы 1—2 различия

1

Все различия названы неверно

0

Максимальный балл

2

 

 

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz