Сайт учителя истории и обществознания Гончарук Ларисы Васильевны |
|
ВАРИАНТ 9 ЧАСТЬ 1 А1. Какое из названных событий произошло позже всех остальных?
А2. В чье правление был принят Судебник — первый свод законов единого Русского государства?
A3. Как называлось на Руси земельное владение, принадлежавшее владельцу на правах полной наследственной собственности?
А7. Кто из перечисленных лиц относился к современникам Петра I?
«...не была проходным краем — не то, что Киевская и Черниговская Земли, через которые ратным людям можно было прогуляться вдоль и поперек... был отделён болотами и лесами от остальной Руси... Почва её земель не отличалась плодородием... Татарское завоевание не коснулось её; как повествует летописец, сто верст всего не дошли завоеватели... Старое, ещё не достроенное здание русской федеративной державы было разбито; от него остался на севере угол: то была... с Псковом — своим меньшим братом».
A11. Вехами в истории организации «Народная воля» были
А12. В 1808—1809 гг. в состав Российской империи вошла территория
А13. Представители русской общественной мысли 1830— 1850-х гг., противопоставлявшие историческое прошлое России истории ведущих стран Европы, считавшие, что в будущем в России должна сохраниться община, назывались
А14. «Художник есть критик общественных явлений», — этот принцип, высказанный И.Н. Крамским и поддержанный его единомышленниками В.Г. Перовым, И.Е. Репиным, лежал в основе деятельности
«Отличные познания и усердие Ваше к распространению российских изящных письмен и словесности, паче же труды, употребляемые Вами в изысканиях и составлении отечественной нашей истории, обращают на Вас особенное наше внимание. В ознаменование оного и в вящее поощрение многотрудных ваших в сём роде упражнений признали Мы за благо пожаловать вас кавалером ордена Св. Равноапостольного князя Владимира...».
А18. X съезд РКП(б), на котором был провозглашён переход к новой экономической политике (НЭПу), произошел в
А19. Как назывались организации деревенской бедноты, созданные в июне 1918 г.?
А21. Что из названного относилось к последствиям издания Приказа № 1 Петроградского Совета?
А22. Творчество кого из названных представителей отечественной культуры было связано с «серебряным веком»?
«В... комнату быстрым и твердым шагом входит рослый, широкоплечий Дыбенко... Давясь от хохота, он звучным и раскатистым басом рассказывает... что матрос Железняков только что подошел к председательскому креслу, положил свою широкую ладонь на плечо оцепеневшего от неожиданности Чернова и повелительным тоном заявил ему: «Караул устал. Предлагаю закрыть заседание и разойтись по домам».
А24. К завершающему этапу Великой Отечественной войны относится
«Мы, президент Соединенных Штатов, премьер-министр Великобритании и премьер Советского Союза, встречались... в столице нашего союзника... и сформулировали и подтвердили нашу общую политику... Мы согласовали наши планы уничтожения германских вооруженных сил. Мы пришли к полному соглашению относительно масштаба и сроков операций, которые будут предприняты с востока, запада и юга».
А26. В какие годы существовала Организация Варшавского договора социалистических стран?
А27. Кто был руководителем группы учёных, создавших атомное оружие в СССР?
«(Его) литературная деятельность давно иссякла в эгоцентрическом затворничестве, в самоизоляции от народа и времени. Роман «Доктор Живаго», вокруг которого поднята пропагандистская возня, обнаруживает только непомерное самомнение автора при нищете мысли... (Он) порвал последние связи со своей страной и её народом... Присуждение (ему) Нобелевской премии, по существу, за роман «Доктор Живаго»... в действительности подчёркивает политическую сторону нечистоплотной игры реакционных кругов... Президиум правления СП СССР, бюро СП РСФСР... лишают (его) звания советского писателя, исключают его из числа членов СП СССР (принято единогласно)».
ЧАСТЬ 2 В1. Расположите следующие термины в хронологической последовательности их появления. Запишите буквы, которыми обозначены термины, в правильной последовательности
«После возвращения Филарета из польского плена и возведения в сан московского патриарха с титулом великого государя (1619 г.), началось фактическое двоевластие. Хотя имя царя стояло в документах на первом месте, но фактически опытный и твёрдый Филарет играл большую роль в управлении, чем его сын. С 1619 г. он фактически правил за сына вплоть до своей смерти».
«Когда обратились ко мне, я не мог уже сдержать волнения негодования. Объяснив всю фальшь <проекта Лорис-Мелико-ва>, я сказал, что стыд и позор покрывают лицо, когда подумаешь, в какие минуты мы об этом рассуждаем, когда лежит ещё не погребенным труп нашего Государя. А кто виновен в том? Что мы делали всё это время и в царствование <Александра П>? Мы говорили, говорили... и дарованная им свобода стала ложью. А в последние годы — в годы взрывов и мин, что мы делали, чтобы охранить его? Мы говорили — и только... Абаза и Лорис-Меликов — едва сдерживали свою ярость на меня. Абаза ответил очень резко: "Из того, де, что сказал обер'прокурор Синода, следует, что всё, что сделано в минувшее царствование, никуда не годится — и освобождение крестьян, и прочее"».
В8. Установите соответствие между событиями, явлениями внешней политики СССР и фамилиями руководителей, с деятельностью которых они связаны.
«Уважаемый г-н Председатель, ...Я пришел к выводу, что ключевые элементы... заключаются в следующем: Вы согласитесь устранить эти виды оружия с Кубы под надлежащим наблюдением и надзором ООН и принять обязательство... прекратить дальнейшую доставку таких видов оружия на Кубу. Мы, с нашей стороны, согласимся... а) быстро отменить меры карантина, применяющиеся в настоящий момент, и б) дать заверение об отказе от вторжения на Кубу...».
В11. Расположите следующие события в хронологической последовательности.
ЧАСТЬ 3 Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1—СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода. К заданиям С1;С2;СЗ. Из секретной докладной записки начальника управления МГБ по Хабаровскому краю министру госбезопасности. «При... земельной обеспеченности, высоком уровне механизации, сравнительно плодородных почвах и благоприятных климатических условиях сельское хозяйство в колхозах Хабаровского края должно успешно развиваться. В действительности же этого на деле не происходит, особенно за последние годы. Посевные площади колхозов в 1947 г. ещё не достигли довоенного уровня... Колхозы края всё ещё продолжают собирать весьма низкие урожаи по всем культурам. Так, ... если средняя урожайность зерновых культур в 1940 г. составляла 11,6 цнт с гектара, то в... 1946 г. упала до 4,1 цнт... Всего же в 1947 г. колхозы недодали государству 24,5 тыс. тонн хлеба... что составляет 28% по отношению к ... плану хлебозаготовок. ... Основная масса колхозников получила менее 500 граммов зерна на трудодень. Около половины колхозников выдали... менее 300 граммов, тогда как в 1940 г. свыше половины колхозников выдали на трудодень от 1 до 5 кг хлеба... В погоне за мнимым выполнением и перевыполнением плана госпоставок, со стороны местных партийных и советских органов... применялись недопустимые меры принуждения для вывозки и сдачи на склады... семенного зерна. В ряде колхозов... 15-процентный аванс на трудодни не выдавался, а весь хлеб вывозили на элеваторы. Планы сдачи хлеба государству... в 1947 г. по несколько раз изменялись в ходе выполнения госпоставок в сторону их увеличения ... Так, председатель колхоза «Красный уссуриец» заявил: «Никакой разницы между условиями жизни в нашем колхозе и условиями жизни заключенного в тюрьме, я не вижу».
С1. Под каким названием вошел в историю описываемый в записке период? Укажите его хронологические рамки и фамилию руководителя СССР.
С2. Какие явления в жизни колхозов отмечает автор? В чём он видит причины тяжёлого положения в сельском хозяйстве края, непосредственно не пострадавшего от войны?
С3. Почему записка была секретной? О каких характерных чертах политики государства в этот период можно судить по отрывку?
Задания С4—С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (С4), сравнение (С5), анализ исторической ситуации (С6), рассмотрение исторических версий и оценок (С7). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.
С4. Назовите не менее трёх народных выступлений, произошедших в XVIII в., и укажите их причины (не менее трёх).
С5. Ниже приведены две точки зрения на характер Крестьянской реформы 1861 г.: Крестьянская реформа 1861 г, была проведена в интересах дворян. Крестьянская реформа 1861 г. была проведена в интересах крестьян. Какую точку зрения вы считаете более предпочтительной? Назовите факты, положения, которые могут служить аргументами избранной вами точки зрения (не менее трех).
С6. Рассмотрите историческую ситуацию и выполните задание. Вплоть до начала 1920-х гг. Советская Россия находилась в международной изоляции. Правительства европейских стран и США не торопились с дипломатическим признанием большевиков, а большевики строили свою политику, исходя из идеи мировой коммунистической революции. В 1922 г. произошли два события, ставших началом перемен. Назовите эти события. Укажите не менее трёх причин, позволивших нашей стране выйти из международной изоляции.
С7. Сравните основные черты развития культуры в СССР в 1945—1953 гг. и 1953—1964 гг. Укажите, что было общим (не менее двух характеристик), а что — различным (не менее трёх различий).
Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во вторбй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведённая таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ). Ключи ВАРИАНТ 9 С1. Под каким названием вошёл в историю описываемый в записке период? Укажите его хронологические рамки и фамилию руководителя СССР. Ответ:
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz
|