Голохвастов согласился и — снова проиграл. Вот каким путем Гаврила Григорьевич Волков получил наконец давно желанную свободу».
-
- С1. К каким десятилетиям XIX века могли относиться события, о которых идёт речь в отрывке?
- В каком году было отменено зависимое положение крестьян, о которых идёт речь?
-
- С2. На основе текста и знаний по курсу истории укажите, в чём проявлялась зависимость состоятельных крестьян (торговцев, промышленников) от помещиков. Назовите не менее трёх положений.
-
- С3. Какие попытки предприняли состоятельные крестьяне (торговцы, промышленники), чтобы избавиться от упомянутой зависимости? Почему помещики отвергали эти попытки? Назовите в общей сложности не менее трех положений.
Задания С4—С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (С4), сравнение (С5), анализ исторической ситуации (С6), рассмотрение исторических версий и оценок (С7). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.
- С4. Назовите два декрета, принятых на II Всероссийском съезде Советов в октябре 1917 г. Приведите не менее трех положений, содержащихся в одном из них.
-
С5. Ниже приведены две точки зрения на деятельность И.В. Сталина после окончания Второй мировой войны:
И.В. Сталин — великий вождь и учитель, под его руководством в послевоенный период СССР превратился в мировую державу, он создал и возглавил социалистический лагерь, добился выдающихся успехов страны после окончания войны.
В послевоенный период тоталитарный сталинский режим достиг своего апогея, в стране был установлен тотальный контроль над всеми сферами жизни общества.
Укажите, какая из названных точек зрения представляется вам более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранную вами точку зрения.
С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
После смерти Петра I канцлер Г.И. Головкин, Сенат и высшие сановники обсуждали, кому передать трон: внуку Петра I или его жене Екатерине. Почему создалась ситуация выбора наследника? Укажите не менее двух причин. В чью пользу и каким образом решился этот вопрос? Приведите не менее двух положений.
С7. Сравните положение русских дворян в последние годы царствования Николая I и в последние годы царствования Александра II.
Укажите, что было общим (не менее трёх общих характеристик), а что — различным (не менее двух различий).
Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведённая таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).
Общее
| |
Различия | |
… | … |
|
|
|
|
| - |
- |
|
Ключи Вариант 3
С1. К каким десятилетиям XIX века могли относиться события, о которых идёт речь в отрывке? В каком году было отменено зависимое положение крестьян, о которых идёт речь? Ответ:
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
|
|
Названы десятилетия и год | 2 |
Назван 1 любой элемент ответа | 1 |
Все элементы ответа названы неверно | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С2. На основе текста и знаний по курсу истории укажите, в чём проявлялась зависимость состоятельных крестьян (торговцев, промышленников) от помещиков. Назовите не менее трёх положений. Ответ:
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
|
|
Названы 3 любых положения | 2 |
Названы 1—2 любых положения | 1 |
Все элементы ответа названы неверно | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С3. Какие попытки предприняли состоятельные крестьяне (торговцы, промышленники), чтобы избавиться от упомянутой зависимости? Почему помещики отвергали эти попытки? Назовите в общей сложности не менее трёх положений. Ответ:
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
|
|
Названы 3 положения | 2 |
Названы 1—2 любых положения | 1 |
Все положения названы неверно | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С4. Назовите два декрета, принятые на II Всероссийском съезде Советов в октябре 1917 г. Приведите не менее трёх положений, содержащихся в одном из них. Ответ:
Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | |
| |
Указания к оцениванию | Баллы |
Названы 2 декрета, принятых II Всероссийским съездом Советов, и приведены 3 положения одного из них | 4 |
Названы 2 декрета, приведены 2 положения одного из них ИЛИ назван 1 декрет, приведены 3 его положения | 3 |
Названы 2 декрета, приведено 1 положение, относящееся к одному из них ИЛИ назван 1 декрет, приведено 2 его положения | 2 |
Названы 2 декрета, положения не приведены ИЛИ назван 1 декрет, приведено 1 его положение ИЛИ назван 1 декрет, приведены 3 положения, относящихся к другому декрету ИЛИ декреты не названы, но приведены 3 положения, относящихся к одному из них | 1 |
Максимальный балл | 4 |
- С5. Ниже приведены две точки зрения на деятельность И.В. Сталина после окончания Второй мировой войны:
- И.В. Сталин — великий вождь и учитель, под его руководством в послевоенный период СССР превратился в мировую державу, он создал и возглавил социалистический лагерь, добился выдающихся успехов страны после окончания войны.
- В послевоенный период тоталитарный сталинский режим достиг своего апогея, в стране был установлен тотальный контроль над всеми сферами жизни общества.
- Укажите, какая из названных точек зрения представляется вам более предпочтительной. Приведите не менее трёх фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранную вами точку зрения. Ответ:
Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие смысл) | |
| |
| |
Указания к оцениванию | Баллы |
Приведены 3 аргумента, подтверждающих выбранную точку зрения | 3 |
Приведены 2 аргумента | 2 |
Приведен 1 аргумент | 1 |
Все элементы ответа названы неверно | 0 |
Максимальный балл | 3 |
- С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
- После смерти Петра I канцлер Г.И. Головкин, Сенат и высшие сановники обсуждали, кому передать трон: внуку Петра I или его жене Екатерине. Почему создалась ситуация выбора наследника? Укажите не менее двух причин. В чью пользу и каким образом решился этот вопрос? Приведите не менее двух положений. Ответ:
Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | |
| |
| |
Указания к оцениванию | Баллы |
Названы 2 причины, приведены 2 положения | 4 |
Названа 1 причина и 2 положения ИЛИ названы 2 причины и 1 положение | 3 |
Названы 1 причина и 1 положение или названы 2 причины, положения не приведены или причины не названы, приведены 2 положения | 2 |
Назван 1 любой элемент ответа | 1 |
Все элементы названы неверно | 0 |
Максимальный балл | 4 |
- С7. Сравните положение русских дворян в последние годы царствования Николая I и в последние годы царствования Александра II.
- Укажите, что было общим (не менее трёх общих характеристик), а что — различным (не менее двух различий). Ответ:
- Элементы ответа об общих характеристиках (С7.1) и элементы ответа о различиях (С7.2) оцениваются раздельно — в 2 балла.
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
|
|
Приведены 3 общие характеристики | 2 |
Приведены 1—2 общие характеристики | 1 |
Все общие характеристики названы неверно | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С7.2. Различия: | ||
Положение русских дворян в последние годы царствования Николая I | Положение русских дворян в последние годы царствования Александра II | |
— владели крепостными крестьянами | — дворяне лишились права продавать (покупать) крестьян | |
— право дворян на барщину | — работа временнообязанных крестьян на помещика | |
— право дворян на получение оброка | — более широкое использование труда наёмных работников | |
— подчинение дворянскому суду | — получение дворянами выкупных платежей | |
— право на освобождение от военной службы | — подчинение всесословному суду | |
| — обязательность военной службы (всесословная воинская повинность с 1874 г.) | |
Указания к оцениванию | Баллы | |
Названы 2 различия | 2 | |
Названо 1 различие | 1 | |
Все различия названы неверно | 0 | |
Максимальный балл | 2 |