…спеешь! — ответил Юсупов.— Теперь я ставлю на ставку столько-то, а ты поставь Гаврилу Волкова. Условие такое: коли проиграешь, давай Волкову вольную.

Голохвастов согласился и — снова проиграл. Вот каким путем Гаврила Григорьевич Волков получил наконец давно желанную свободу».


С1. К каким десятилетиям XIX века могли относиться события, о которых идёт речь в отрывке?
В каком году было отменено зависимое положение крестьян, о которых идёт речь?

С2. На основе текста и знаний по курсу истории укажите, в чём проявлялась зависимость состоятельных крестьян (торговцев, промышленников) от помещиков. Назовите не менее трёх положений.

С3. Какие попытки предприняли состоятельные крестьяне (торговцы, промышленники), чтобы избавиться от упомянутой зависимости? Почему помещики отвергали эти попытки? Назовите в общей сложности не менее трех положений.

 

Задания С4—С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (С4), сравнение (С5), анализ исторической ситуации (С6), рассмотрение исторических версий и оценок (С7). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.

С4. Назовите два декрета, принятых на II Всероссийском съезде Советов в октябре 1917 г. Приведите не менее трех положений, содержащихся в одном из них.

С5. Ниже приведены две точки зрения на деятельность И.В. Сталина после окончания Второй мировой войны:

И.В. Сталин — великий вождь и учитель, под его руководством в послевоенный период СССР превратился в мировую державу, он создал и возглавил социалистический лагерь, добился выдающихся успехов страны после окончания войны.

В послевоенный период тоталитарный сталинский режим достиг своего апогея, в стране был установлен тотальный контроль над всеми сферами жизни общества.

Укажите, какая из названных точек зрения представляется вам более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранную вами точку зрения.

 

С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

После смерти Петра I канцлер Г.И. Головкин, Сенат и высшие сановники обсуждали, кому передать трон: внуку Петра I или его жене Екатерине. Почему создалась ситуация выбора наследника? Укажите не менее двух причин. В чью пользу и каким образом решился этот вопрос? Приведите не менее двух положений.

 

С7. Сравните положение русских дворян в последние годы царствования Николая I и в последние годы царствования Александра II.

Укажите, что было общим (не менее трёх общих характеристик), а что — различным (не менее двух различий).

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведённая таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

 

Общее

  • ………………………………………………..

  • ………………………………………………..

Различия

  • ……………………….

  • ……………………….

  • ……………………….

  • ……………………….

  • ……………………….

-

-

  • ……………………….

 

Ключи Вариант 3

С1. К каким десятилетиям XIX века могли относиться события, о которых идёт речь в отрывке? В каком году было отменено зависимое положение крестьян, о которых идёт речь? Ответ:

Элементы ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Может быть указано, что:
события относятся к 1800 — началу 1860-х гг.
крепостная зависимость была отменена в 1861 г.

 

Названы десятилетия и год

2

Назван 1 любой элемент ответа

1

Все элементы ответа названы неверно

0

Максимальный балл

2

С2. На основе текста и знаний по курсу истории укажите, в чём проявлялась зависимость состоятельных крестьян (торговцев, промышленников) от помещиков. Назовите не менее трёх положений. Ответ:

Элементы ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Может быть указано, что зависимость состоятельных крестьян от помещиков проявлялась:
в обязанности фабрикантов из крепостных выплачивать помещикам оброк.
в праве помещика отказать разбогатевшему крестьянину в просьбе о выкупе
т в праве помещика проиграть крепостного в карты
в том, что фабриканты из крепостных не имели права заключать сделки на свое имя
в том, что фабриканты из крепостных не владели промышленными предприятиями на правах собственности

 

Названы 3 любых положения

2

Названы 1—2 любых положения

1

Все элементы ответа названы неверно

0

Максимальный балл

2

С3. Какие попытки предприняли состоятельные крестьяне (торговцы, промышленники), чтобы избавиться от упомянутой зависимости? Почему помещики отвергали эти попытки? Назовите в общей сложности не менее трёх положений. Ответ:

Элементы ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Может быть указано, что:
состоятельные крестьяне пытались выкупиться из крепостной неволи, помещики отвергали эти попытки, так как:
им было выгодно получать оброк
разбогатевшие крестьяне были предметом гордости для помещиков

 

Названы 3 положения

2

Названы 1—2 любых положения

1

Все положения названы неверно

0

Максимальный балл

2

С4. Назовите два декрета, принятые на II Всероссийском съезде Советов в октябре 1917 г. Приведите не менее трёх положений, содержащихся в одном из них. Ответ:

Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

1. Могут быть названы следующие декреты:
Декрет о мире
Декрет о земле
«Декрет о власти» (Обращение съезда «Рабочим, солдатам и крестьянам!» и Постановление об образовании нового правительства)
2. Могут быть приведены следующие основные положения:
а) Декрета о мире:
. провозглашение выхода России из войны
призыв к воюющим сторонам о немедленном начале переговоров о заключении мира
призыв к миру без аннексий
призыв к миру без контрибуций
б) Декрета о земле:
отмена частной собственности на землю (ликвидация помещичьего землевладения)
безвозмездность отчуждения земли
передача земли в пользование всех трудящихся на ней
уравнительное землепользование
распределение земли по трудовой или потребительской норме
распределение земли поручается местным органам самоуправления
запрет наемного труда
в) «Декрета о власти» (Обращения съезда «Рабочим, солдатам и крестьянам!» и Постановления об образовании нового правительства):
переход власти к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов
передача исполнительной власти Совету народных комиссаров (СНК)
установление контроля над СНК со стороны Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК)

Указания к оцениванию

Баллы

Названы 2 декрета, принятых II Всероссийским съездом Советов, и приведены 3 положения одного из них

4

Названы 2 декрета, приведены 2 положения одного из них ИЛИ назван 1 декрет, приведены 3 его положения

3

Названы 2 декрета, приведено 1 положение, относящееся к одному из них ИЛИ назван 1 декрет, приведено 2 его положения

2

Названы 2 декрета, положения не приведены ИЛИ назван 1 декрет, приведено 1 его положение ИЛИ назван 1 декрет, приведены 3 положения, относящихся к другому декрету ИЛИ декреты не названы, но приведены 3 положения, относящихся к одному из них

1

Максимальный балл

4

С5. Ниже приведены две точки зрения на деятельность И.В. Сталина после окончания Второй мировой войны:
И.В. Сталин — великий вождь и учитель, под его руководством в послевоенный период СССР превратился в мировую державу, он создал и возглавил социалистический лагерь, добился выдающихся успехов страны после окончания войны.
В послевоенный период тоталитарный сталинский режим достиг своего апогея, в стране был установлен тотальный контроль над всеми сферами жизни общества.
Укажите, какая из названных точек зрения представляется вам более предпочтительной. Приведите не менее трёх фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранную вами точку зрения. Ответ:

Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие смысл)

Ученик может выбрать одну из названных точек зрения, но при этом должен привести подтверждающие ее аргументы, например:
При выборе первой точки зрения:
в послевоенный период .значительно вырос авторитет И.В. Сталина в стране и во всем мире
под руководством И.В. Сталина в кратчайшие сроки было восстановлено народное хозяйство СССР, пострадавшее во время войны, намечены грандиозные планы его дальнейшего развития
И.В. Сталин был организатором создания «ядерного щита» СССР
несмотря на трудности периода, значительные средства выделялись на развитие науки, культуры, народного образования
в послевоенный сталинский период розничные цены на товары широкого потребления снижались почти ежегодно
в стране были восстановлены отпуска и 8-часовой рабочий день
При выборе второй точки зрения:
на фоне роста демократических настроений сталинский режим был значительно ужесточён
был установлен контроль над деятельностью учёных, представителей культуры
издавались постановления с жёсткой критикой творчества писателей, композиторов, кинематографистов и др.
принимались указы о привлечении граждан к уголовной ответственности за мелкие нарушения
были возобновлены репрессии в отношении представителей различных слоев населения — военнопленных, некоторых народов, военнослужащих, партийно-государственных деятелей и. т.д. («ленинградское дело», «дело врачей» и др.)
проводились различные идеологические кампании — «борьбы с космополитами», «низкопоклонством перед Западом»
система ГУЛАГа достигла своего максимального развития

Указания к оцениванию

Баллы

Приведены 3 аргумента, подтверждающих выбранную точку зрения

3

Приведены 2 аргумента

2

Приведен 1 аргумент

1

Все элементы ответа названы неверно

0

Максимальный балл

3

С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
После смерти Петра I канцлер Г.И. Головкин, Сенат и высшие сановники обсуждали, кому передать трон: внуку Петра I или его жене Екатерине. Почему создалась ситуация выбора наследника? Укажите не менее двух причин. В чью пользу и каким образом решился этот вопрос? Приведите не менее двух положений. Ответ:

Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

1. Могут быть названы следующие причины:
издание Петром I указа о престолонаследии, согласно которому монарх сам
назначает наследника престола
отсутствие распоряжения Петра I о назначении преемника
разногласия в верхах о возможном преемнике между представителями «ста-
рой родовитой» и «новой» знати
предложение «старой» знати о передаче престола внуку Петра I — Петру Алексеевичу
предложение А.Д. Меншикова и других ближайших сподвижников Петра I о кандидатуре жены Петра I — Екатерине
2. Могут быть приведены следующие положения:
вопрос о наследнике престола решился в пользу Екатерины I
разногласия решила гвардия, поддержавшая по указанию А.Д. Меншикова кандидатуру Екатерины

Указания к оцениванию

Баллы

Названы 2 причины, приведены 2 положения

4

Названа 1 причина и 2 положения ИЛИ названы 2 причины и 1 положение

3

Названы 1 причина и 1 положение или названы 2 причины, положения не приведены или причины не названы, приведены 2 положения

2

Назван 1 любой элемент ответа

1

Все элементы названы неверно

0

Максимальный балл

4

С7. Сравните положение русских дворян в последние годы царствования Николая I и в последние годы царствования Александра II.
Укажите, что было общим (не менее трёх общих характеристик), а что — различным (не менее двух различий). Ответ:
Элементы ответа об общих характеристиках (С7.1) и элементы ответа о различиях (С7.2) оцениваются раздельно — в 2 балла.

Элементы ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

С 7.1. В качестве общего могут быть названы:
привилегированное сословное положение дворян (дворянство — неподатное сословие)
существование потомственного и личного дворянства
продвижение по службе в соответствии с «Табелью о рангах»
сохранение помещичьего землевладения
разорение мелкопоместных дворян
лишение дворянского звания по суду (по воле царя)
дворяне не подлежали телесным наказаниям

 

Приведены 3 общие характеристики

2

Приведены 1—2 общие характеристики

1

Все общие характеристики названы неверно

0

Максимальный балл

2

 

С7.2. Различия:

Положение русских дворян в последние годы царствования Николая I

Положение русских дворян в последние годы царствования Александра II

владели крепостными крестьянами

дворяне лишились права продавать (покупать) крестьян

право дворян на барщину

работа временнообязанных крестьян на помещика

право дворян на получение оброка

более широкое использование труда наёмных работников

подчинение дворянскому суду

получение дворянами выкупных платежей

право на освобождение от военной службы

подчинение всесословному суду

 

обязательность военной службы (всесословная воинская повинность с 1874 г.)

Указания к оцениванию

Баллы

Названы 2 различия

2

Названо 1 различие

1

Все различия названы неверно

0

Максимальный балл

2

 


Бесплатный конструктор сайтов - uCoz