Сайт учителя истории и обществознания Гончарук Ларисы Васильевны

ВАРИАНТ 1

Часть 1

А1. Какое из названных событий произошло в XIV в.?

1) начало Ливонской войны

3) созыв первого Земского собора

2) введение «урочных лет»

4) Куликовская битва

А2. Какой из названных памятников был построен в XII в.?

1) церковь Покрова на Нерли

3) Покровский собор (храм Василия Блаженного) в Москве

2) Архангельский собор Московского Кремля

4) церковь Вознесения в Коломенском

А3. Как назывался сборник законов, принятый в XV в. и сыгравший большую роль в централизации Российского государства и создании общерусского права?

1) «Русская правда»

3) «Судебник»

2) «Соборное уложение»

4) «Табель о рангах»

А4. Одним из результатов внешней политики Российского государства во второй половине XVI в. было
  1. присоединение к России Крыма
  2. присоединение к России Казанского и Астраханского ханств
  3. присоединение к России Левобережной Украины
  4. завоевание Россией выхода в Балтийское море

А5. Какое из названных событий произошло позже других?

1) правление Василия Шуйского

3) правление Лжедмитрия I

2) «Угличская драма»

4) воцарение династии Романовых

А6. Чьё правление отмечено победами русского оружия в Семилетней войне?

1) Петра I

3) Ивана IV

2) Екатерины II

4) Елизаветы Петровны

А7. Что из названного относилось к военным реформам Петра I?

А) создание первых полков «нового строя»

Г) введение всеобщей воинской повинности

Б) введение рекрутской повинности

Д) создание стрелецкого войска

В) создание школ для подготовки сухопутных и морских офицеров

Е) создание Военной коллегии

Укажите верный ответ.

1) АБД

2) АВЕ

3) БВЕ

4) БГД

А8. Понятие «церковный раскол» возникло в царствование

1) Федора Алексеевича

3) Петра I

2) Алексея Михайловича

4) Екатерины II

А9. Что из названного было одной из главных причин городских восстаний в XVII в.?

1) введение подушной подати

3) преследование старообрядцев

2) ухудшение положения городских низов из-за введения новых налогов

4) введение в городах цехов и гильдий

А10. Прочтите отрывок из сочинения современных историков и укажите, о каком событии идёт речь.

«Мстислав Удалой перешел реку, поднял в атаку половцев, дружину Даниила Романовича и свою дружину. Говорят, даже не посчитал нужным сообщить, что идёт в атаку, ни Мстиславу Черниговскому, ни Мстиславу Киевскому... Все русские дружины оказались между правыми и левыми крыльями монголо-татар, перед лицом железного строя главных сил... Удар был крепок. Половцы побежали. Даниилова дружина была почти полностью уничтожена. Стиснутая с трёх сторон, не могла отразить удара и дружина Мстислава Удалого».

1) Невской битве

3) Куликовской битве

2) битве на Калке

4) битве на Шелони

А11. Александр III царствовал в

1) 1825-1855 гг.

2) 1848-1883 гг.

3) 1853-1874 гг.

4) 1881-1894 гг.

А12. П.П. Семёнов-Тян-Шанский, Н.М. Пржевальский прославились как

1) математики

3) химики

2) путешественники

4) физики

А13. Противоречия между Россией, с одной стороны, и европейскими державами, Турцией, с другой стороны, из-за влияния на Балканском полуострове, из-за проливов Босфор и Дарданеллы составляли содержание понятия

1) Континентальная блокада

3) Венская система

2) антифранцузские коалиции

4) Восточный вопрос

А14. Отмена крепостной зависимости крестьян в прибалтийских губерниях произошла при

1) Екатерине II

2) Александре I

3) Александре III

4) Николае II

А15. В ряду причин, побудивших Александра I приступить к разработке проектов либеральных реформ, было влияние

1) теории «официальной народности»

3) идей Просвещения

2) теорий общинного социализма

4) идей славянофильства

А16. Какие явления характеризовали процесс развития капитализма в России в конце XIX в.?
А) развитое капиталистическое производство сельскохозяйственной продукции
Б) высокие темпы развития промышленного производства
В) отсутствие трудового законодательства
Г) участие иностранного капитала в российской промышленности
Д) высокий уровень концентрации производства в промышленности
Е) представительство буржуазии в органах государственной власти
Укажите верный ответ.

1) АБЕ

2) АВГ

3) БГД

4) ВДЕ

А17. Прочтите отрывок из записок П.А. Кропоткина и укажите фамилию участника общественного движения, о котором идёт речь.
«Целые дни и ночи беседовал (он) с новыми своими друзьями об исторической необходимости... движения в сторону анархии... Он вселил в своих друзей энтузиазм и создал тот центр пропаганды, из которого впоследствии анархизм распространился по всей Европе».

1) П.И. Пестель

3) П.В. Киреевский

2) А.С. Хомяков

4) М.А. Бакунин

А18. К 1919—1920-м гг. относится
  1. создание Союза советских писателей
  2. разгром журналов «Звезда» и «Ленинград» за публикацию А. Ахматовой и М. Зощенко
  3. создание рабочих факультетов (рабфаков) при институтах и университетах
  4. разгром генетики как «буржуазной науки»
А19. Существовавшие в 1920—1930-е гг. в СССР народные комиссариаты — это
  1. центральные органы гос. управления отраслью хозяйства или сферой деятельности
  2. органы ВЧК, отвечавшие за борьбу с контрреволюцией в районах
  3. отделы в Красной Армии, созданные для политработы в войсках
  4. органы городской милиции

А20. НЭП — это политика, которая предусматривала

1) введение всеобщей трудовой повинности

3) бесплатные коммунальные услуги

2) полную национализацию производства

4) разрешение аренды мелких предприятий частными лицами

А21. В канун Великой Отечественной войны СССР был исключён из Лиги Наций за

1) введение войск в Польшу

3) участие в конфликте у озера Хасан

2) участие в гражданской войне в Испании

4) нападение на Финляндию

А22. Какие из перечисленных органов государственной власти существовали в России в самом начале XX в. (до 1905 г.)?

А) Сенат

Г) Синод

Б) Государственный совет

Д) Непременный совет

В) Верховный тайный совет

Е) Государственная дума

Укажите верный ответ.

1) АБГ

2) АДЕ

3) БГД

4) БДЕ

А23. Прочтите отрывок из воспоминаний С.Д. Мстиславского и укажите, о каком съезде в нём говорится.

«Съезд должен был открыться днем: кворум был давно уже налицо: к утру еще в мандатной комиссии было зарегистрировано 663 делегата — цифра, превзошедшая все наши ожидания, так как выборы на съезд шли во многих местах под полубойкотом правых социалистических партий, знавших, что станет в порядок дня этого съезда. Но, несмотря на кворум, заседание не открывалось: большевики хотели до начала его закончить ликвидацию Временного правительства и поставить, таким образом, съезд перед непоправимо свершившимся фактом».

1) I съезде Советов

3) II съезде РСДРП

2) II съезде Советов

4) VI съезде РСДРП

А24. На каком направлении осуществлялась операция «Багратион» в июне 1944 г.?

1) Белорусском

3) Киевском

2) Ленинградском

4) Кишинёвском

А25. Прочтите отрывок из работы историка и определите, о битве за какой город в нём говорится.

«Сложные условия уличных боев с упорно обороняющимся противником более благоприятствовали русским, хотя они также находились в трудном положении. В сложившейся обстановке им приходилось перевозить подкрепления и боеприпасы на паромах и баржах через Волгу под артиллерийским огнём. Это ограничивало размеры сил, которые русские могли держать и обеспечивать снабжением на западном берегу реки для обороны города. В силу этого защитники [города] неоднократно подвергались тяжёлым испытаниям. Однако Советское Верховное Главнокомандование весьма скупо подбрасывало подкрепления непосредственно в осажденный город, предпочитая сосредоточивать накопленные резервы на флангах с целью перехода затем в широкое контрнаступление».

1) Харьков

3) Ленинград

2) Новороссийск

4) Сталинград

А26. Какая международная организация была создана в 1955 г.?

1) Организация Варшавского договора

3) Совет экономической взаимопомощи

2) Организация Объединенных Наций

4) Североатлантический блок

А27. Какое событие произошло в СССР в период «оттепели»?
  1. открытие движения по Байкало-Амурской магистрали
  2. строительство Днепрогэса
  3. запуск первого в мире искусственного спутника Земли
  4. строительство Магнитогорского металлургического комбината

А28. Что относится к мерам в политической сфере, предпринятым в период перестройки?

1) смена значительной части руководящих кадров КПСС

3) учреждение Совета Федерации

2) роспуск Съезда народных депутатов

4) принятие новой Конституции СССР

А29. Что было одной из причин неудачи экономических реформ в СССР во второй половине 1960-х гг.?
  1. ликвидация отраслевых министерств
  2. недостаточное снабжение предприятий сырьём
  3. отсутствие полной поддержки реформ высшим партийно-государственным аппаратом
  4. прекращение государственного планирования развития экономики
А30. Какие события, явления характеризовали духовно-культурную жизнь СССР в период перестройки?
А) публикация произведений религиозных философов
Б) рост количества литературных произведений об актуальных проблемах общества
В) возвращение в СССР ряда деятелей культуры, эмигрировавших ранее за рубеж
Г) принятие партийных постановлений с критикой деятелей культуры
Д) высылка за рубеж ряда деятелей культуры
Е) открытие в Москве театра «Современник»
Укажите верный ответ.

1) АБВ

2) БВГ

3) БГЕ

4) ГДЕ

А31. Прочтите отрывок из директив съезда КПСС и укажите, кто из руководителей КПСС выдвинул названную в тексте «основную экономическую задачу».

«...Съезд КПСС считает, что Советская страна располагает теперь всеми необходимыми условиями для того, чтобы на путях мирного экономического соревнования решить в исторически кратчайшие сроки основную экономическую задачу СССР — догнать и перегнать наиболее развитые капиталистические страны по производству продукции на душу населения».

1) И.В. Сталин

2) Н.С. Хрущёв

3) Л.И. Брежнев

4) М.С. Горбачёв

ЧАСТЬ 2

В1. Расположите в хронологической последовательности имена деятелей культуры. Запишите буквы, которыми обозначены имена, в правильной последовательности

А) Аристотель Фиораванти

В) Андрей Рублёв

Б) Симеон Полоцкий

Г) Василий Баженов

В2. Установите соответствие между именами правителей и событиями, происходившими в годы их царствования.

ИМЕНА

СОБЫТИЯ

А) Василий Шуйский

1) Ливонская война

Б) Иван IV

2) восстание И. Болотникова

В) Петр I

3) восстание Е. Пугачёва

Г) Екатерина II

4) Северная война

 

5) Смоленская война

В3. Прочтите отрывок из сочинения историка о, Соловецком монастыре и напишите название явления в церковной жизни, с которым связаны описываемые события.

«Монахи, искушённые книжники, обладатели богатейшей библиотеки, и «мирские» поселенцы болезненно восприняли незначительные изменения в богослужебных книгах, признав их злостным отступлением от истинной веры и благочестия. И когда в первых, доставленных в 1657 году в монастырь, исправленных книгах были обнаружены многие «богопротивные ереси и новшества лукавые», их решено было, не принимая к службе, спрятать».

Ответ: __________________
В4. Установите соответствие между фамилиями государственных деятелей и проведёнными ими преобразованиями, подготовленными ими проектами реформ.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕЯТЕЛИ

ПРОЕКТЫ РЕФОРМ

А) М.М. Сперанский

1) разработка проекта о созыве выборных от земств

Б) А.А. Аракчеев

2) подготовка отмены крепостного права в конце 1850-х гг.

В) Н.А. Милютин

3) основание военных поселений

Г) М.Т. Лорис-Меликов

4) проект созыва представительного органа — Государственной думы

 

5) отмена временнобязанного состояния крестьян

В5. Прочтите отрывок из сочинения современника и напишите фамилию деятеля культуры, о котором идёт речь.

«Если же что продолжало жить и сильно развиваться, так это знаменитая галерея русской живописи... Она обогатилась в отчётном году на целых 14 произведений, принадлежащих 13 художникам, и привлекла до 26 680 посетителей. Кроме того, в ней устроился в том же году новый отдел — рисунков и акварелей русских мастеров в количестве 266 экземпляров, приобретённых в разное время. Но это надо отнести к особой энергии и необыкновенному самопожертвованию её владельца, посвятившего всю свою жизнь на созидание действительно настоящего национального музея для русского искусства... который завещается им <Москве>».

Ответ: _________
В6. Прочтите фрагмент статьи 1917 г. и напишите название правительства, о котором идет речь.

«Бессильное в самостоятельной борьбе с контрреволюцией, неспособная к положительной, творческой работе в деле обороны и борьбы с разрухой, живущее целиком за счёт авторитета и поддержки (Совета), его руками выводящее страну из-под смертельного удара корниловщины, — наше правительство, наша власть чувствует себя достаточно «независимой» и «неограниченной»... в пределах Зимнего дворца».

Ответ: _____________
В7. Установите соответствие между датами и событиями.

ДАТЫ

СОБЫТИЯ

А) 1921 г.

1) Генуэзская конференция

Б) 1922 г.

2) начало массовой коллективизации

В) 1924 г.

3) заключение Брестского мира

Г) 1929 г.

4) принятие Конституции СССР

 

5) переход к НЭПу

В8. Установите соответствие между событиями, явлениями и периодами, годами, к которым они относятся.

СОБЫТИЯ

ПЕРИОДЫ, ГОДЫ

А) принятие Беловежских соглашений

1) 1945 - 1952 гг.

Б) арест и казнь Л.П. Берии

2) 1953 г.

В) репрессии против бывших военнопленных

3) 1964 - 1985 гг.

Г) постепенное прекращение критики культа личности И.В. Сталина

4) 1991 г.

 

5) 1992-2002 гг.

В9. Прочтите отрывок из книги ДА. Волкогонова и напишите фамилию руководителя СССР, о котором идёт речь.

«Достигнув апогея своего могущества, он не мог не понимать, что обязан не просто стечению обстоятельств, бесспорности идеи, но прежде всего выбранной методологии. Вся она — в вечной борьбе. Неважно, какая она: борьба с фракционерами... с «космополитами» и множеством других «крепостей», которые должны «взять большевики». В конечном счете лично для него, «вождя», такая борьба — это его самоутверждение, увековечение, обожествление».

Ответ: ________________________
В10. Какие три понятия из перечисленных относятся к процессу закрепощения крестьян в XV—XVI вв.?

1) «урочные лета»

4) «ярлык»

2) «выкупные платежи»

5) «заповедные лета»

3) «Юрьев день»

6) «подушная подать»

В11. Расположите следующие события первой четверти XIX в. в хронологической последовательности.

А) создание Северного общества

В) выступление декабристов на Сенатской площади

Б) Отечественная война

Г) Заграничный поход русской армии

ЧАСТЬ 3

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1—СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
К заданиям С1; С2; СЗ.

Из воспоминаний представителя высшего партийно-государственного руководства СССР Г.И. Воронова.

«Всё это готовилось примерно год... Сам Брежнев в списке членов ЦК ставил против каждой фамилии «плюсы» (кто готов поддержать его в борьбе...) и «минусы». Каждого индивидуально обрабатывали...

Сегодня понимаешь: целью <его> смещения было не исправление ошибок, не более точное следование курсу XX съезда, а захват власти, чтобы свернуть с этого курса...

Мотивы у участников Пленума были разные, а ошибка общая: вместо того чтобы исправить ошибки одной яркой личности, стоявшей во главе партии, мы сделали ставку на другую личность куда менее яркую. Подобные ошибки неизбежны, когда нет механизма критики руководства, направления его ошибок, а когда надо, его замены.

Беда в том, что опыт, навыки демократии тогда ещё были слабы. Пытаясь преодолеть груз прошлого, <он> и мы, люди его окружения, были в значительной мере продуктом того прошлого и не позаботились, чтобы, расширяя рамки демократии, включить в процесс преобразований народ.

За этот половинчатый демократизм, не закреплённый к тому же никакими политическими гарантиями, всем нам, в том числе и <ему> пришлось поплатиться».

С1. Укажите название периода, о котором идёт речь, год, когда состоялся названный в тексте пленум, фамилию руководителя СССР, против которого были направлены решения пленума.
С2. На основе текста и знаний по истории укажите, какой основной вопрос решил названный в тексте пленум. Кто готовил это решение пленума и почему? Почему пленум принял его?
С3. Как автор относится к решению пленума? Укажите не менее двух причин, названных автором для объяснения своего отношения к этому решению.

Задания С4—С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (С4), сравнение (С5), анализ исторической ситуации (С6), рассмотрение исторических версий и оценок (С7). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.

С4. Какие реформы были проведены Избранной Радой в XVI в.? (Назовите не менее трёх реформ). В чем заключалось их значение? (Укажите не менее трёх положений).
С5. Ниже приведены два суждения о причинах возникновения тайных обществ в первой четверти XIX в., формирования политических идей декабристов:
  1. «Превращение <в первой четверти XIX в.> общественного движения в революционное было вызвано самим правительством, его наклонностью подавлять каждое независимое... побуждение и мнение отдельных лиц и всего общества» (историк А.А. Корнилов).
  2. События 14 декабря 1825 г. были навеяны извне, порождены мятежным духом Запада (Манифест 13 июля 1826 г.).
Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной.
Приведите не менее трёх фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.
С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В феврале — марте 1918 г. в коалиционном правительстве большевиков и левых эсеров наметился серьёзный раскол по вопросу ведения переговоров с Германией о заключении сепаратного мира. Лидер большевиков В.И. Ленин считал, что мир нужно -подписывать на любых условиях. Левые эсеры и часть большевиков считали, что подписание мира с «империалистическим» правительством Германии стало бы предательством идей революции. Однако переговоры продолжились, и мир был подписан.

Почему Ленин настаивал на заключении мира? Приведите не менее двух причин. Какие последствия для внутриполитической жизни Советской России имело заключение мира? Назовите не менее трёх последствий.
С7. Сравните характер экономических реформ в промышленности СССР, проведённых Н.С. Хрущёвым и М.С. Горбачёвым.
Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что различным (не менее трёх различий).

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведённая таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

Общее

  • ………………………………………………..

  • ………………………………………………..

Различия

  • ……………………….

  • ……………………….

  • ……………………….

  • ……………………….

  • ……………………….

-

-

  • ……………………….

 

 

© history-larisavas

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz