Сайт учителя истории и обществознания Гончарук Ларисы Васильевны

Введение

В настоящее время с невиданной скоростью происходят изменения во всех сферах жизни. Каждые два года удваивается объем информации. Поэтому в современном образовании ставится задача обучить школьников способам самостоятельного овладения новой информацией, оперировать ею, выводить общие закономерности на основе частных фактов и интерпретировать факты на основании известных закономерностей. При этом главным результатом образования станет обретение учащимися системы обобщенных теоретических представлений.

Решение поставленных задач и достижение необходимых результатов возможно при использовании проектирования. Создание проектов предоставляет учащимся максимальные возможности для подбора информации и стимулирует навыки самостоятельной работы с полученным материалом. При этом дети получают возможность осваивать продуктивные приемы мыслительной деятельности.

Метод проектов стимулирует само - и взаимообучение, развитие коммуникативных навыков, а также личностных качеств – познавательную инициативность, поисковую активность, творческие способности, самостоятельность, деловое лидерство, в итоге формируется успешная личность, способная принести пользу обществу.



Метод проектирования на уроках истории и во внеурочной деятельности

 

Современный учитель решает поставленную задачу – формирование успешной личности – при помощи целого набора современных технологий: наставничество, соучастие, самостоятельное развитие способностей, самоактуализация.

Для этого учебный материал преобразуется в материал для размышления, а размышление над неизвестным открывает новый смысл знаний – личностный. Учитель, планируя проведение подобной работы, должен четко осознавать, для чего она необходима, каких целей он хотел бы достичь, определить для себя этапы предстоящей деятельности.

Обычно в работе над проектом выделяют шесть стадий:

  • подготовка (формулирование темы и цели проекта)

  • планирование (определение источников информации, формы отчета, распределение обязанностей в группе);

 

  • исследование (сбор информации, решение промежуточных задач);

  • оформление результатов и выводов;

  • представление или отчет;

  • оценка результатов и процесса.

Задача учителя в основной школе обучить детей основам проектирования. Поэтому первые этапы подготовки и планирования учащиеся осуществляют вместе с учителем: формулируют тему, цели проекта основные направления деятельности, формы представления отчета, определяется состав групп, распределяются обязанности между ее членами, планируется ход дальнейшей реализации проекта.

Последующая работа выполняется ребятами самостоятельно, а отчет о проделанной работе представляется на уроке.

Использовать метод проекта можно при закреплении изученного материала, а также при изучении нового. В последнем случае у учеников появляется возможность активно участвовать в овладении новыми знаниями. Задания они получают заранее.

Например, при изучении темы «Великие географические открытия были разработаны цель и задания.

Цель: определить те причины, которые побудили людей

отправиться в далекие путешествия, как изменились представления

средневекового человека об окружающем мире, попытаться оценить географические открытия и завоевания с разных точек зрения европейцев и индейцев, современников событий и с позиций современного человека направления работы над проектом:

  • отразить причины путешествия в виде письма к купцу, банкиру или

правительству с просьбой о финансировании экспедиции с

обоснованием ее необходимости. Работа может быть выполнена и

в форме записи в личном дневнике. Важное условие: все должно

быть написано от первого лица;

  • составление бортового вахтенного журнала;

  • создание карты – маршрута путешествия;

  • описание от первого лица впечатлений о путешествии и его результатах (от имени путешественника, завоевателя или коренного жителя, открытых европейцами земель, от лица современного ученого, нашедший личный дневник путешественника или бортовой журнал).

Выполнение работы от первого лица заставило учащихся пропустить получаемые знания через свой внутренний мир. Каждое направление проекта имело разную степень сложности, что давало возможность дифференцировать их.

Каждая группа создавала проектную работу об одном из мореплавателей (Ф. Магеллан, Васко да Гама, Христофор Колумб,

Бартоломеу Диаш), или конкистадорах Ф. Писсаро, Э. Кортес).

При планировании урока задачей учителя остается включение проектов в его структуру. На данном уроке она была решена следующим образом:

  1. объявление темы определение с детьми целей предстоящей работы на уроке;

  2. определение порядка представления проектов (причины – ход-событие – результаты);

  3. представление первой части проектов – причин каждого из путешествий

задание для учащихся: определить и сформулировать причины великих географических открытий, записать их в тетрадь.

Вопрос учащимся: какие, по-вашему, мнению, технические изобретения сделали возможными подобные путешествия?

Проверка опережающего задания – сообщения учащегося об особенностях каравелл и об астролябии.

4. Представление бортовых вахтенных журналов (рассказ сопровождается работой с картой) и впечатлений от путешествия и его результатах. Вопрос для учащихся: каковы, по – вашему мнению, результаты географических открытий?

5. Подведение итогов урока.

Постановка дополнительных вопросов для учащихся не задействованных в представлении проектных работ, заставляет их включиться в активную работу на уроке, учит внимательно слушать выступающих делать выводы.

Метод проекта очень эффективен во внеурочной деятельности.

Предлагается такой проект для учащихся 5 класса.

 

 

 

 

 

 

 

И помнит мир спасенный – классный час

( что я знаю о войне)

МОУ СОШ №6

Г. БИРОБИДЖАН

УЧИТЕЛЬ ГОНЧАРУК ЛАРИСА ВАСИЛЬЕВНА

 

Подготовительная работа: класс разделен на группы.

Задание:

1 группа - найти материалы из семейного архива, фотографии, документы, рассказывающие о родственниках- участниках Великой Отечественной войны.

2 группа - привлечь науку- нумизматику, найти монеты, рассказывающие о войне.

3 группа - что могут рассказать о войне награды.

4 группа - какие вещи прошли войну?!

5 группа – помощники в проведении классного часа.

Проведен конкурс рисунков, поздравительных открыток, писем – обращений к ветеранам, сочинений.

 

 

Оборудование: компьютер, презентация, старые фотографии, документы, монеты, медали, патефон, пластинки, видеофильм, песни военных лет.

В гостях ветеран Великой Отечественной войны - Брусиловский Лазарь Моисеевич.

Цеброва Яна

Июнь…клонился к вечеру закат.

И белой ночи разливалось море.

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

Деркач Леня

Та ночь была полна июньской прелести,

Для них она не пожалела света.

Грядущим аттестатом зрелости

Их озаряло это лето…

(звучит Венский вальс, появляется танцевальная пара учащихся 2 класса Диденко Данила и Луференко Ульяны. Неожиданно музыка прерывается, голос Левитана объявляет о начале войны)

 

Просмотр видеофильма на основе документальных кадров, показ сопровождается песней «Ах война, что ты сделала подлая?!»

Учитель Ранним, солнечным утром в июне,

В час, когда пробуждалась страна.

Прозвучало впервые для юных

Это страшное слово « война».

Чтоб дойти до тебя, сорок пятый,

Сквозь лишения, боль и беду

Уходили ребята из детства

В сорок первом, далеком году.

Цеброва Яна

Миллионам павших, не вернувшихся с кровавых полей войны – посвящается!

 

Деркач Леня Славным ветеранам Великой Отечественной войны – посвящается!

 

Учитель Поколению, вступающему в жизнь, посвящается!

 

Цеброва Яна

Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам

О горьком победном пути.

Поэтому должен хотя бы наш разум

Дорогой победы пройти.

Деркач Леня

И мы разобраться обязаны сами

В той боли, что мир перенес.

Конечно, мы смотрим иными глазами,

Такими же полными слез.

Учитель:

Прошло более 60-ти лет с тех пор, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо ее до сих пор не затихает в людских душах, потому что у времени есть своя память – история. Наш урок мужества посвящен событиям этой войны. Так давайте пройдем ее дорогами, которые нам позабыть нельзя.

Огнева Марина:

Да, эти дороги нам позабыть нельзя, потому что мы их не знаем. «Какие дороги?» - спрашиваем мы учителя. И слышим в ответ: «Дороги войны».

Напрягаю память свою… Нет, все-таки я хорошо знаю две из них: одна горькая, черная дорога отступлений. По ней двигались в сорок первом беженцы, шли советские солдаты, шли, недоумевая, почему оставляют эту землю на поругание врагу, который все сметает на своем пути: cожжены тысячи сел и деревень, расстреляны, угнаны в плен тысячи жителей.

И была другая дорога – дорога наступлений. Конечно, она была не менее трагичной, но и погибать было легче. И дошла она до самого Берлина, через всю Европу – дорога жизни, дорога Свободы.

Учитель:

Страшный след оставила эта война в жизни людей. Поднимите руку те, у кого в семье кто-то воевал. Мы живем далеко от центра, где проходили главные события, но эта война коснулась многих из нас. Коснулась она и Никиты Иванова, потому что его дед прошел эту страшную войну. Он знал обе ее дороги: дорогу отступления и дорогу наступления.

Никита Иванов:

О войне я слышал от своих родителей. Мой прадед Карманов Александр Павлович был автоматчиком. Армия, в которой он служил, была на самых горячих участках фронта. Он участвовал в прорыве блокады Ленинграда, освобождал Новгород, воевал в Белоруссии, участвовал в Берлинской операции.

Я же хочу рассказать об одном из эпизодов войны моего прадеда. Это случилось на Белорусском фронте. Утро было тихое и ясное. Но вдруг появились немецкие танки. От края и до края горизонта, насколько хватало взгляда, вытянулась цепочка вражеских машин. «Батарея, к бою!» - звучит приказ. Танки быстро приближались. Кресты на броне увеличивались, уже слышен гул моторов. Приказ – открыть огонь. Дым окутал танки. А дед вместе с другими автоматчиками стрелял по пехоте. Вскоре появились и самолеты. Более десяти минут вражеские бомбардировщики сбрасывали бомбы на наши позиции. Всюду слышались взрывы, ничего не было видно вокруг. Дивизион моего дедушки стоял насмерть, фашистам не удалось пройти на этом участке. Но этот бой оказался трудным для моего деда, он получил тяжелое ранение, был отправлен в госпиталь

Тяжелые воспоминания. Но в тоже время меня переполняет чувство гордости за моего прадеда. Он - герой, он – тот, кто победил врага, доказал всему миру, что русского солдата нельзя победить.

( на фоне рассказа идет показ презентации, в конце рассказа показать награды деда)

Учитель:

Но до победы было еще 1418 дней. В редкие минуты затишья, уставшие от жестоких боев, длинных переходов, солдаты отдыхали на привале. Кто штопал гимнастерку, кто писал письмо домой.

Чебровский Саша

В железной печурке угли догорают,

Подернуты пеплом седым.

Окончился ужин. Бойцы отдыхают.

Густеет махорочный дым.

На улице полночь, свеча догорает,

Высокие звезды видны.

Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,

В пылающий адрес войны.

Мать читает письмо сыну:

«Сынок, дорогой, здравствуй! Боюсь, что это письмо не застанет тебя на старом месте, и ты будешь уже на другом участке фронта. Умоляю тебя, будь осторожен. Ради бога не совершай необдуманных поступков. Пусть спасет тебя моя любовь. Твоя мама».

(«На привале» - оживление картины. Вокальная группа исполняет песню «В землянке»)

Цеброва Яна

Я читаю письмо, что уже пожелтело годами,

На конверте, в углу номер почты стоит полевой.

Его в сорок третьем мой ровесник писал своей маме

Перед тем как уйти в свой последний,

решительный бой.

Чебровский Саша

Мама, тебе эти строки пишу я.

Тебе посылаю сыновний привет.

Тебя вспоминаю, такую родную,

Такую хорошую, слов даже нет!

Мы стали суровыми людьми, мама. Редко смеемся, мы не имеем права смеяться, пока горят наши города и села.

Мы каждый день побеждаем смерть, потому что деремся не только за свою жизнь, но и за свою родину.

Ты, мамочка, не думай о плохом и не переживай за меня, я обязательно вернусь, ты только жди! Примерно такие письма писал с фронта мой дедушка. И вот другое письмо: С прискорбием сообщаем, что ваш сын пал смертью храбрых. Ваш сын был настоящим солдатом. Эта похоронка хранится в нашем доме, у моего папы. Других писем не сохранилось.

Учитель:

Всем матерям, ждущим и не дождавшимся своих сыновей, посвящена эта песня, написанная на основе реальных фактов.

(Звучит запись песни «Баллада о матери», слайд презентации.)

Учитель:

Война продолжалась. «…И отцы ушли, и братья ушли. Или нам, мальчишам, сидеть дожидаться…» Пишет Гайдар в «Сказке о военной тайне». Мальчишам не пришлось сидеть и дожидаться.

Рудюк Вова:

Подростки работали на заводах и фабриках, встав за станки, за ушедших на фронт братьев и отцов. Бывали случаи, когда дети не доставали до станков, и им под ноги подставляли скамеечку. Отработав по 12-14 часов, тут же ложились спать, съев маленький 25-грамовый кусочек хлеба, запив его кружкой простого несладкого кипятка. Так жила в годы войны моя прабабушка, а прадедушка в это время бил врага на фронте. Он мечтал о том дне, когда вернется домой. Мечтал о большой семье, и его мечты сбылись. У нас в доме хранится вот эта медаль - материнства. ( Слайд с изображением медали, сама медаль). Ее получила моя прабабушка, как мать-героиня. Эту медаль завещала нам бабушка.

Учитель:

А вот что писал в сочинении « Расскажу о своем прадедушке» Сулейманов Леннар.

Сулейманов Леннар:

В нашей стране нет ни одного дома, где бы ни помнили страдания военных лет. Эта беда прошлась по нашей Родине и заглянула в каждое окошко. С каждым годом остается все меньше и меньше ветеранов Великой Отечественной войны…

 

Мои прадедушка и прабабушка тоже прошли через эти страшные годы. Их, к сожалению, уже нет в живых, но мой дедушка часто рассказывает мне о моем прадедушке – участнике Великой Отечественной войны. Мой прадед, Мирали Умярович, 1907 года рождения, был призван по мобилизации 15 февраля 1942 года Старокулаткинским РВК Куйбышевской (ныне Самарской) области и зачислен в 889 стрелковый полк. Ему тогда было 35 лет. Воевал он в направлении Белорусского фронта. 22 ноября 1943 года был тяжело ранен в одном из боев. Осколок навсегда покалечил его, он долго лежал в эвакуированном госпитале №3289.В июне 1944 года прадеда комиссовали по состоянию здоровья. В послевоенные годы он работал бригадиром в колхозе, поднимая страну из развалин.

Дедушка рассказывает, что прадед не очень любил вспоминать и рассказывать про войну. Он видел много смертей, разрушений, бесчеловечные поступки фашистов и каждый раз, когда его просили что-нибудь рассказать о войне – он очень сильно расстраивался. У прадеда много наград – вся грудь в орденах. Он награжден орденом ВОВ 1 степени, медалями «За победу над Германией», юбилейными медалями.

Нет задачи более благородной, чем донести до нас правду о минувшей войне. А мы должны и обязаны вспоминать имена наших прадедов и рассказывать о них. Ведь это люди, победившие фашизм, отдавшие свои жизни, здоровье за нашу свободу и светлое будущее. Вечная память и слава героям – победителям!!! (показ слайдов во время рассказа).

 

Устинова Света:

 

А я много интересного о войне узнала благодаря коллекции старых вещей моего папы. Вот фотография человека, который защищал нашу Родину в годы Великой Отечественной войны. Его имя Шабулдаев Василий Филиппович. Воинское звание – старший сержант. За свои заслуги он был награжден командованием части двумя фотоаппаратами, о чем свидетельствует эта справка (показать справку). А вот один из этих фотоаппаратов (показать фотоаппарат). Вот еще вещи, которые участвовали в Сталинградской битве: это штык от винтовки Мосина. В простонародье так называется «трехлинейка» (показать). Вот патрон от известного всем пистолета-пулемета ПАШ. Этот патрон так же является свидетелем Сталинградской битвы (показать).

Для поддержки боевого духа по фронту ходили специальные люди с агитационными пластинками, на которых записаны речи руководителей страны и патриотические песни. Эти пластинки слушали прямо в окопах на портативных патефонах, изготовленных в 1941 году специально для этих целей. Они так и назывались «окопными».

(На патефоне проигрывается пластинками с записями песни тех лет).

 

Деркач Леня

Шестьдесят уж шесть минуло лет

Со дня победы в войне роковой,

И на праздник, надев свой жилет,

Вновь спешит ветеран боевой.

Ветеран, я прошу, расскажи,

Что ты видел, о чем ты мечтал.

Под огнем как копал блиндажи

В путь последний ребят провожал.

Расскажи, не держи все в себе,

За что жил и за что воевал,

Все овации в зале – тебе.

Ты людей от фашизма спасал.

О друзьях, защищенных от смерти,

О родных, чьих надежд оправдал,

От которых словцо в желтом рваном конверте,

Лежа в грязном окопе, ты ждал.

 

Ты эмоций и слез не таи,

Слов специально ты не подбирай,

Сильно сердце, что бьется в груди,

И рассказов непочатый край.

Хоть прошло уж больше полвека,

Снова живо мы с кресел встаем.

Чтоб услышать слова человека,

Победившего в схватке с врагом.

Ветеран, я прошу, расскажи…

(Из стихов написанных учащимися старших классов)

У нас в гостях ветеран войны – Брусиловский Лазарь Моисеевич.

( выступление ветерана)

Учитель:

Я хочу зачитать обращение учащихся 7 класса ветерану:

Мы очень благодарны за то, что вы победили в этой войне и остались живы. Много людей погибло в эти годы. У меня там погиб дедушка. Об этом я знаю от своей бабушки. Она рассказывала, что он попал в плен к немцам. Голодным людям совсем не давали еды, и когда дедушка наклонился, чтобы поднять лист капусты, немец ударил его рукояткой ножа.

Сурменко Анастасия:

Мой дедушка тоже воевал. Он прошел вторую мировую и финскую войны. Хотя я его не видела, но на фотографии он смотрится очень мужественным человеком. На встрече с ветеранами, которая состоялась в нашей школе, мне очень хотелось сказать слова благодарности за то, что вы живы, за то, что нам подарили жизнь.

Рудик Алексей:

Из рассказов ветеранов я узнал о том, как трудно было на войне. Некоторые были летчиками, другие артиллеристы, пехотинцы, танкисты и просто водители. Но все вы были настоящими героями: просто ходили в атаку, умирали под пулями, мерзли в окопах. Здоровья вам и мирного неба.

А учащиеся 5 класса нарисовали рисунки, придумали свои праздничные открытки (слайд).

Учитель:

Война давно закончилась, но вокруг нас многое напоминает о ней.

 

Левковская Вика:

Я держу монету, которая может рассказать многое.8 мая 1950 года в Трептов-парке открылся один из самых величественных символов Великой Победы. На многометровую высоту взошел воин-освободитель с немецкой девочкой на руках. Миллионы людей, посещающие Берлин, стараются побывать именно здесь, чтобы поклониться великому подвигу советского народа. Почему именно воин и девочка? Фронтовик, скульптор Евгений Вучетич услышал реальную историю о подвиге сержанта 220-го гвардейского стрелкового полка Николая Массолова и решил ее запечатлеть в камне:

 

Это было в мае, на рассвете,

Нарастал у стен рейхстага бой.

Девочку немецкую приметил

Наш солдат на пыльной мостовой.

У столба, дрожа, она стояла,

В голубых глазах застыл испуг.

А куски свистящего металла

Смерть и муку сеяли вокруг.

Тут он вспомнил, как прощаясь летом,

Он свою дочурку целовал

Продолжение »

© history-larisavas

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz