Сайт учителя истории и обществознания Гончарук Ларисы Васильевны

 

ВАРИАНТ 10

Часть 1

А1. Какое событие произошло раньше всех других?

1) «стояние на реке Угре»

3) начало Смуты

2) взятие Казани войсками Ивана Грозного

4) присоединение Сибирского ханства

А2. В каком из центров удельной Руси (XII — XIV вв.) высшим органом власти было вече?

1) Владимире

2) Новгороде

3) Киеве

4) Москве

A3. Свод законов Древней Руси назывался

1) «Русская правда»

3) «Стоглав»

2) «Соборное уложение»

4) «Судебник»

А4. Крещение Руси привело к

1) усилению языческих обычаев

3) введению патриаршества

2) полному искоренению язычества

4) укреплению государственности

А5. В каком году в Москве вспыхнул Соляной бунт?

1) 1480 г.

2) 1648 г.

3) 1700 г.

4) 1762 г.

А6. В XVIII—XIX вв. гвардия использовалась для

1) контроля за деятельностью коллегий

3) личной охраны императора

2) охраны границ

4) политического сыска

А7. Какие из названных имён связаны с развитием художественной культуры XVIII в.?

А) С. Дежнёв

В) Е. Канкрин

Д) А. Сумароков

Б) В. Баженов

Г) М. Казаков

Е) И. Ползунов

Укажите верный ответ.
1)АБВ 2)БГД 3)БГЕ 4) ГДЕ
А8. В XVII в. в крепостной зависимости от помещика находились

1) смерды

3) черносошные крестьяне

2) закупы

4) частновладельческие крестьяне

А9. Что из названного было последствием церковной реформы XVII в., проведённой Никоном?

1) учреждение патриаршества

3) секуляризация церковных земель

2) церковный раскол

4) учреждение Синода

А10. Прочтите отрывок из сочинения Д.С. Лихачева и укажите, к правлению какого князя относятся описываемые события.

«В 1366 г. (по другим сведениям, в 1367 г.) началось строительство нового каменного Московского Кремля на месте деревянных укреплений... Каменный Кремль был значительно больше прежнего дубового. Он был расширен почти до пределов нынешнего...

Построение каменного Московского Кремля тотчас же отразилось на внешней политике князя... Москва становится неприступной для врагов. Нашествия Ольгерда на Москву и в 1368 г., и в 1370 г. были безуспешны».

1) Юрия Долгорукого

3) Ивана Грозного

2) Дмитрия Донского

4) Ивана Калиты

A11. Промышленный переворот в России начался в

1) 1760-1770-х гг.

3) 1830-1840-х гг.

2) 1790-1800-х гг.

4) 1870-1880-х гг.

А12. Разработку проекта и проведение реформы государственного управления Александр II поручил

1) М.М. Сперанскому

3) СЮ. Витте

2) А.А. Аракчееву

4) М.Т. Лорис-Меликову

А13. В XIX в. верховная законодательная и судебная власть в России принадлежала

1) Государственной думе

3) императору

2) Государственному совету

4) III отделению императорской канцелярии

А14. Созданный в 1815 г. «Священный союз» предусматривал, в частности, необходимость
  1. восстановления во Франции власти Наполеона
  2. завоевания Россией побережья Чёрного моря
  3. поддержки легитимных монархий
  4. присоединения России к Континентальной блокаде
А15. Развитию капитализма в России во второй половине XIX в. способствовало
  1. сохранение временнообязанного состояния крестьян
  2. распространение отработок
  3. освобождение крестьян от крепостной зависимости
  4. существование крестьянской общины

А16. Какие из перечисленных событий произошли в годы царствования Александра I?

А) учреждение Государственного совета

Г) учреждение министерств

Б) завоевание Бухарского ханства

Д) строительство первой в России железной дороги

В) основание Царскосельского лицея

Е) отмена выкупных платежей

Укажите верный ответ.
1) АБД 2) АВГ 3) БВГ 4) ВДЕ
А17. Прочтите отрывок из воспоминаний, записанных со слов очевидца события, и укажите дату события, о котором идёт речь.

«Во время допроса царем... Сергей Муравьёв-Апостол стал бесстрашно говорить царю правду, описывая в сильных выражениях внутреннее положение России; Николай I, поражённый смелыми и искренними словами Муравьёва, протянул ему руку, сказав: «Муравьёв, забудем всё; служи мне». Но Муравьёв-Апостол, заложив руки за спину, не подал своей руки государю...».

1) 1763 г. 2) 1826 г. 3) 1881 г. 4) 1894 г.
А18. Какая группа событий относится к 1918 г.?
  1. выступление Чехословацкого корпуса, объявление адмирала А.В. Колчака Верховным правителем России
  2. мятеж Л.Г. Корнилова, создание Совета народных комиссаров
  3. советско-польская война, успехи Красной Армии в Крыму
  4. «поход на Москву» А.И. Деникина, наступление Н.Н. Юденича на Петроград
А19. Двоевластие, возникшее весной 1917 г., проявлялось в одновременном существовании власти
  1. Временного правительства и Учредительного собрания
  2. Советов и земств
  3. Государственной думы и Временного правительства
  4. Временного правительства и Советов
А20. Аграрный строй в России в начале XX в. (до 1905 г.) характеризовался
  1. высоким уровнем товарности (связи с рынком) крестьянских хозяйств
  2. преобладанием фермерских хозяйств
  3. крестьянским малоземельем
  4. отсутствием помещичьих хозяйств
А21. В результате проведения политики «военного коммунизма» Советской республике удалось
  1. обеспечить рост промышленного производства
  2. полностью обеспечить города продовольствием
  3. сконцентрировать все ресурсы для победы в Гражданской войне
  4. стабилизировать денежную систему страны
А22. Какие из перечисленных событий произошли в царствование Николая II?
A) Всероссийская октябрьская политическая стачка
Б) убийство П.А. Столыпина
B) подавление крестьянских волнений в селах Бездна и Кандеевка
Г) учреждение суда присяжных
Д) третьеиюньский переворот
Е) создание Верховной Распорядительной комиссии
Укажите верный ответ.
1) АБД 2) АВГ 3) БГЕ 4) БДЕ
А23. Прочтите отрывок из Постановления ЦИК и СНК СССР и укажите год, в котором оно было принято.

«В целях лучшего учёта населения городов, рабочих посёлков и новостроек и разгрузки этих населённых мест от лиц, не связанных с производством и работой в учреждениях или школах и не занятых общественно полезным трудом (за исключением инвалидов и пенсионеров), а также в целях очистки этих населённых мест от укрывающихся кулацких, уголовных и иных антиобщественных элементов Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляют:

I. Установить по Союзу ССР единую паспортную систему на основании положения о паспортах...».

1) 1918 г.

2) 1922 г.

3) 1932 г.

4) 1941 г.

А24. К 1943 г. относится

1) Курская битва

3) Московская битва

2) снятие блокады Ленинграда

4) Смоленское сражение

А25. Прочтите отрывки из протокола конференции и укажите город, где она проходила.
«III. Репарации с Германии.
...Репарационные претензии СССР будут удовлетворены изъятиями из зоны Германии, оккупированной СССР, и из соответствующих вложений за границей...
V. Город Кенигсберг и прилегающий к нему район.
Конференция согласилась... о передаче Советскому Союзу города Кенигсберга и прилегающего к нему района...
И. Сталин, Гарри Трумэн, К.Р. Эттли».

1) Москва

2) Тегеран

3) Потсдам (Берлин)

4) Ялта

А26. Какое из названных событий 1940—1950-х гг. произошло позднее всех других?

1) XX съезд КПСС

3) денежная реформа

2) смерть И.В. Сталина

4) «ленинградское дело»

А27. Какое из названных событий произошло, когда руководителем СССР был И.В. Сталин?

1) вывод советских войск из Центральной и Восточной Европы

3) Венгерский кризис

2) ввод советских войск в Афганистан

4) создание атомной бомбы в СССР

А28. Какое новое положение было включено в Конституцию СССР, принятую в 1977 г.?

1) осуждение культа личности Сталина

3) введение принципа разделения властей

2) построение за двадцать лет коммунистического общества

4) построение в СССР развитого социализма

А29. Что послужило причиной отказа СССР от принятия «плана Маршалла» после окончания Второй мировой войны?
  1. надежда на помощь стран Восточной Европы
  2. ожидание помощи от стран «третьего мира»
  3. боязнь оказаться в экономической и политической зависимости от США
  4. расчёт на восстановление экономики с помощью Англии и Франции
А30. Какие из перечисленных законов и постановлений были приняты в период перестройки в СССР?
А) «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства»
Б) «О кооперации в СССР» . В) «О преодолении последствий культа личности Сталина»
Г) «Об аренде и арендных отношениях в СССР»,
Д) «Об опере "Великая дружба" В. Мурадели»
Е) «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике»
Укажите верный ответ.
1)АБВ 2)АВД 3)БГЕ 4) ВГД
А31. Прочтите отрывок из секретной справки ГУЛАГа и укажите годы, о которых идёт речь в отрывке.

«За год убыло из лагерей и колоний 1 610 616 заключённых... Снижение численности заключённых... объясняется освобождением заключённых по указам Президиума Верховного Совета СССР об амнистии, досрочном и условно досрочном освобождении; пересмотром уголовных дел на лиц, осуждённых за контрреволюционные преступления...».

1) 1936-1937 гг.

3) 1953-1954 гг.

2) 1942-1943 гг.

4) 1964-1965 гг.

А32. С января 1992 г. в России началось
  1. действие закона об индивидуальной трудовой деятельности
  2. проведение радикальной экономической реформы
  3. действие закона о долгосрочной аренде земли
  4. введение госприемки на предприятиях

ЧАСТЬ 2.

В1. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности

А) принятие Петром I титула императора

В) учреждение Сената

Б) учреждение «Табели о рангах»

Г) начало Северной войны

В2. Установите соответствие между именами исторических лиц и сферами их деятельности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите выбранные цифры.

ИМЕНА

СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А)

Аввакум

1)

государственный деятель

Б)

Григорий Потёмкин

2)

композитор

В)

Василий Баженов

3)

церковный деятель

Г)

Фёдор Шубин

4)

архитектор

 

 

5)

скульптор

В3. Прочтите отрывок из Манифеста от 25 января 1721 г. и напишите название учреждения, о котором идёт речь.

«Между многими, по долгу богоданной нам власти, попечением о исправлении народа нашего, и прочих подданных нам государств, несмотря и на духовный чин, и видя много нестроения и великую в делах его скудость, уставляем духовную коллегию, то есть духовное соборное правительство, которое имеет всякие духовные дела во всероссийской церкви управлять. И повелеваем всем верным подданным нашим, всякого чина, духовным и мирским, иметь сие за важное и сильное правительство и указов его слушать во все, под великим за сопротивление и ослушание наказанием».

Ответ: _______________
В4. Установите соответствие между теориями и их отдельными положениями.

ТЕОРИИ

ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИЙ

А)

теории славянофилов

1)

государство — это зло; русский народ готов к бунту; необходимость уничтожения государства и создания федерации самоуправляющихся общин

Б)

теория социал-демократов (большевиков)

2)

«православие, самодержавие, народность»

В)

теории анархистов

3)

пролетариат — гегемон социалистической революции

Г)

возникшая в царствование Николая I теория, одним из авторов которой был С.С. Уваров

4)

критика реформ Петра I, необходимость отмены крепостного права, сохранения крестьянской общины

 

5)

«непротивление злу насилием»

В5. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите императора, с правлением которого связано проведение указанных мероприятий.

«За это время Сперанский, по поручению <императора> составил план общей нолитической реформы, которая охватила весь строй политических и гражданских отношений. Законодательство, суд, администрация (от волости до высших учреждений), крепостное состояние — ничего не было забыто в этом плане. Император одобрил план и решил постепенно приводить его в исполнение. Реформа Государственного совета, реформа министерств, реформа Сената...».

Ответ: ____________________
В6. Прочтите отрывок из воспоминаний философа Н.А. Бердяева и напишите образное название периода развития русской культуры, о котором идёт речь.

«Сейчас с трудом представляют себе атмосферу того времени. Многое из творческого подъёма того времени вошло в дальнейшее развитие русской культуры и сейчас есть достояние всех русских культурных людей. В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии... религиозного беспокойства и искания... Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни. Александр Блок и Анна Ахматова, Николай Гумилёв и Константин Бальмонт принадлежат этому времени».

Ответ: ____________
В7. Установите соответствие между руководителями РСДРП(б) — РКП(б) и их деятельностью в 1917—1922 гг.

РУКОВОДИТЕЛИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

А)

Ф.Э. Дзержинский

1)

руководство Реввоенсоветом в годы Гражданской войны

Б)

И.В. Сталин

2)

лидерство среди «левых коммунистов», предложение превращения войны с Германией в революционный поход в Европу

В)

Л.Д. Троцкий

3)

предложение плана вхождения советских республик в состав РСФСР в качестве автономий

Г)

Н.И. Бухарин

4)

руководство Всероссийской чрезвычайной комиссией

 

 

5)

выступление против роспуска Учредительного собрания

В8. Установите соответствие между фамилиями женщин — деятелей науки, культуры, искусства и сферами их деятельности.

ФАМИЛИИ

СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А)

А.А. Ахматова

1)

балерина

Б)

М.М. Плисецкая

2)

скульптор

В)

В.И. Мухина

3)

космонавт

Г)

В.В. Терешкова

4)

поэтесса

 

 

5)

музыкант

В9. Прочтите отрывок из воспоминаний военного историка и напишите фамилию руководителя СССР, пропущенную в тексте.

«...Главнокомандующий Объединенными силами Варшавского Договора Маршал Советского Союза И.С. Конев ... поставил боевую задачу: «ликвидировать контрреволюционный мятеж в Будапеште». Для этого корпус усилился танками, артиллерией и воздушно-десантными войсками. Боевая операция проводилась по указанию нашего высшего партийного и государственного руководства во главе с <фамилия руководителя СССР>».

Ответ: ____________
В10. Какие три положения из перечисленных характеризуют состояние экономики России в первой половине XIX в.? Обведите цифры, под которыми эти положения указаны.
  1. равномерное распределение промышленных предприятий в Европейской России
  2. господство крепостного труда на рудниках и горных заводах Урала
  3. начало промышленного переворота
  4. аграрный характер экономики
  5. высокий уровень концентрации рабочих на крупных предприятиях
  6. завершение промышленного переворота в текстильной промышленности

В11. Расположите события революции 1905—1907 гг. в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности.

A) созыв II Государственной думы

3) B) «Кровавое воскресенье»

Б) Декабрьское вооруженное восстание в Москве

Г) восстание на броненосце «Потемкин»

ЧАСТЬ 3

К заданиям С1 – С4

Из отчёта херсонского губернатора от 1904 г.

«Постоянное ожидание передела, при котором не только участок земли, но и самая величина его должны измениться, лишает хозяев энергии и стремления упрочить свое хозяйство, почему в конце концов хозяин-собственник приобретает тип временного арендатора, старающегося взять из земли всё, ничего ей не возвращая.

Имея землю в общем владении, крестьяне-общинники являются опасными соседями частных собственников, особенно мелких, так как во всяких случаях спора с ними склонны осуществлять скопом воображаемые свои права. Вообще при общинном землевладении чувство собственности в крестьянской среде с каж-

дым новым поколением и переделом несомненно слабеет, а потому и уважение к чужой собственности все уменьшается.

Но главная угроза такого коллективного землепользования заключается в том, что постоянные переделы принадлежащей обществу земли поддерживают в крестьянах, несмотря на все уверения властей, опасные убеждения в возможности для них в будущем переделов и вне крестьянского надела».

 

С1. Назовите фамилию председателя Совета министров, при котором началась реформа, направленная на развитие частной собственности в крестьянской среде. В каком году началась эта реформа?

 

С2. Какие недостатки сохранения общины, общинного землевладения называет в тексте автор отчёта и можете указать вы? Укажите всего не менее трёх недостатков.

 

С3. На основе текста и знаний по истории назовите основные последствия перехода от общинного землевладения к частной собственности, который происходил в начале XX в. Укажите не менее трёх последствий.

 

Задания С4—С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (С4), сравнение (С5), анализ исторической ситуации (С6), рассмотрение исторических версий и оценок (С7). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.

 

С4. Назовите не менее двух объединений композиторов, художников, деятельность которых относится к XIX — началу XX в.

Приведите не менее трёх характерных черт одного из названных объединений.

 

С5. Ниже приведены две точки зрения на причины перерождения партии большевиков, ликвидацию внутрипартийной демократии:

За антидемократическую направленность развития партии большевиков несёт персональную ответственность И.В. Сталин.

Перерождение партии, ликвидация внутрипартийной демократии начались ещё при Ленине, Сталин лишь продолжил ленинскую политику в этом направлении.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трёх фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

 

С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

После окончания Великой Отечественной войны в СССР в общественном сознании существовало убеждение, что политический режим должен быть смягчён, страна должна развиваться по демократическому пути, без всеохватывающего давления государства, без репрессий.

По какому пути стала развиваться общественно-политическая жизнь в СССР? (Укажите не менее двух направлений этого развития). Почему был избран этот путь развития? (Назовите не менее двух причин).

 

С7. Сравните высшие и центральные органы государственного управления к концу царствования Петра I и к концу царствования Николая I.

Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что — различным (не менее трёх различий).

 

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведённая таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).


КЛЮЧИ Вариант 10

С1. Назовите фамилию председателя Совета министров, при котором началась реформа, направленная на развитие частной собственности в крестьянской среде. В каком году началась эта реформа? Ответ:

Элементы ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Может быть указано, что:
— председатель Совета министров — П.А. Столыпин
— реформа началась в 1906 г.

 

Названы председатель Совета министров, определен год начала реформы

2

Назван 1 любой элемент ответа

1

С2. Какие недостатки сохранения общины, общинного землевладения называет в тексте автор отчета и можете указать вы? Укажите всего не менее трёх недостатков.

Элементы ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Могут быть названы следующие недостатки:
— хищническая эксплуатация земли крестьянами, ведущая к неурожаям
— отсутствие у крестьян возможности планировать развитие своего хозяйства в условиях постоянного изменения величины наделов и качества земли
— антисобственнические настроения крестьян угрожали социальному миру, толкали их на насильственные действия против частных собственников
— несвобода крестьян, низкий уровень их предпринимательской активности из-за привязанности к общине
— находящаяся вне рынка масса общинной земли препятствовала попыткам предприимчивых крестьян создать крупное хозяйство путём покупки земли
— в условиях общины предприимчивым крестьянам приходилось помогать своим сообщинникам, что отнимало средства для развития их собственных хозяйств

Названы 3 недостатка

2

Названы 2 недостатка

1

С3. На основе текста и знаний по истории назовите основные последствия перехода от общинного землевладения к частной собственности, который происходил в начале XX в. Укажите не менее трёх последствий. Ответ:

Элементы ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Могут быть указаны следующие последствия:
— зажиточные крестьяне получили возможность расширить свои хозяйства за счёт покупки земли у бедняков
— часть бедных крестьян смогла, продав свои наделы, переменить род занятий, что снизило аграрную перенаселенность
— расширилась база рабочей силы для промышленности за счёт бедных
— выросла урожайность из-за прекращения переделов земли;
— возросла товарность крестьянских хозяйств
— многие из продавших свою землю бедняков не нашли своего места в жизни и влились в массу недовольных властью, готовых на самые решительные действия
— крестьяне теряли поддержку, которую оказывала своим членам община в тяжелые времена

Названы 3 любые последствия

2

Названы 2 последствия

1

С4. Назовите не менее двух объединений композиторов, художников, деятельность которых относится к XIX — началу XX в. Приведите не менее трёх характерных черт одного из названных объединений. Ответ:

Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

1. Могут быть названы следующие творческие объединения:
— «Могучая кучка» (Балакиревский кружок)
— «Товарищество передвижных художественных выставок» (передвижники)
— «Мир искусства»
2. Могут быть приведены характерные черты одного из названных объединений:
«Могучая кучка»:
— создание национальной оперы
— использование в музыкальных произведениях народных мотивов
— народ — участник сценического музыкального действа (оперы «Борис Годунов», «Псковитянка», «Хованщина»)
«Товарищество передвижных художественных выставок»:
— отказ от эстетических канонов академизма
— стремление следовать принципам реализма
— стремление отображать жизнь простого народа, его бедствия и страдания
— устройство передвижных выставок
«Мир искусства»:
— отказ от эстетических принципов академизма
— противопоставление творчества «мирискуссников» реалистическому направлению
— популяризация западноевропейского искусства

Указания к оцениванию

Баллы

Названы 2 творческих объединения, приведены 3 характерные черты одного из названных объединений

4

Названы 2 творческих объединения и 2 характерные черты ИЛИ названо 1 творческое объединение и 3 характерные черты

3

Названы 2 творческих объединения и 1 характерная черта ИЛИ названо 1 творческое объединение и 2 характерные черты ИЛИ творческие объединения не названы, приведены 3 характерные черты

2

Названо 1 творческое объединение, приведена 1 характерная черта ИЛИ названы 2 творческих объединения, характерные черты не приведены ИЛИ творческие объединения не названы, приведены 2 характерные черты

1

С5. Ниже приведены две точки зрения на причины перерождения партии большевиков, ликвидацию внутрипартийной демократии:
За антидемократическую направленность развития партии большевиков несёт персональную ответственность И.В. Сталин.
Перерождение партии, ликвидация внутрипартийной демократии начались ещё при Ленине, Сталин лишь продолжил ленинскую политику в этом направлении.
Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трёх фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения. Ответ:

Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Выпускник может выбрать одно из названных суждений, но при этом должен привести подтверждающие его аргументы, например:
При выборе первой точки зрения:
— Сталин утвердил в партии и в стране … Продолжение »

© history-larisavas