Сайт учителя истории и обществознания Гончарук Ларисы Васильевны

ВАРИАНТ 8

ЧАСТЬ 1

А1. В какие годы Иваном Грозным проводилась опричная политика?

1) 1325-1340 гг.

3) 1565-1572 гг.

2) 1462-1505 гг.

4) 1606-1610 гг.

А2. Какое имя в приведённом ряду имен связано с княжением Ивана III?

1) Сергий Радонежский

3) Алексей Адашев

2) Аристотель Фиораванти

4) Андрей Курбский

A3. Свод законов, установивший Юрьев день, вошел в историю под названием

1) «Судебника»

3) «Соборного уложения»

2) «Русской правды»

4) «Указа об урочных летах»

А4. Что из названного относится к одной из причин возвышения в XIV в. Московского княжества?
  1. союз московских и тверских князей против Золотой Орды
  2. союз Москвы с Великим Новгородом
  3. союз московских князей с Великим княжеством Литовским
  4. выгодное географическое положение

А5. В каком ряду названы даты Северной войны, обеспечившей России выход в Балтийское море?

1) 1654-1667 гг.

3) 1756-1762 гг.

2) 1700-1721 гг.

4) 1787-1791 гг.

А6. Кто из перечисленных лиц. совместно осуществлял государственную политику в XVIII в.?

1) Екатерина II и Григорий Потёмкин

3) Павел I и Константин Победоносцев

2) Михаил Федорович и патриарх Филарет

4) Петр I и Михаил Сперанский

А7. Какие из названных положений содержало Соборное уложение 1649 г.?

А) введение подушной подати

Г) создание Земских соборов

Б) окончательное юридическое закрепощение крестьян

Д) прикрепление жителей городов к посаду

В) укрепление авторитета, власти и престижа личности царя

Е) освобождение дворян от обязательной службы

Укажите верный ответ.
1) АБВ 2) АВГ 3) БВД 4) ГДЕ
А8. Как называлось скрытое от мира поселение раскольников?

1) монастырь

2) посад

3) скит

4) хутор

А9. Резкое ухудшение положения крестьян и городских низов в начале XVIII в. было вызвано

1) церковным расколом

3) появлением медных денег

2) введением подушной подати

4) установлением налога на соль

А10. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, о каком церковном деятеле в нем идёт речь.

«А великодержавный князь... достохвальный и победоносный великий Дмитрий... пришел к святому, ибо большую веру имел к старцу, чтобы спросить его, повелит ли ему выступить против безбожных, так как знал, что [он] добродетелен и обладает даром пророчества. И святой, выслушав великого князя, благословил его, вооружил молитвой и сказал: «Победишь и с великой славой живым возвратишься в свое отечество».

1) патриархе Филарете

3) Сергии Радонежском

2) патриархе Никоне

4) Иосифе Волоцком

А11. Какое из указанных мероприятий было проведено позже всех других?

1) основание военных поселений

3) учреждение коллегий

2) отмена крепостного права в России

4) издание Жалованных грамот дворянству и городам

А12. Александр I возглавлял делегацию России

1) на Гаагской конференции

3) на Венском конгрессе

2) при заключении Ништадтского мира

4) при заключении Портсмутского мира

А13. Согласно, «Положению» 19 февраля 1861 г. лично свободные крестьяне до заключения выкупной сделки с помещиком считались

1) удельными

3) посессионными

2) вольноотпущенными

4) временнообязанными

А14. «Рабочий вопрос» в конце XIX в. включал в себя комплекс проблем, в числе которых — необходимость
  1. развития трудового законодательства
  2. передачи предприятий в ведение трудовых коллективов
  3. ликвидации личной зависимости сезонных рабочих от помещиков
  4. объединения рабочих в землячества
А15. Укажите одну из причин, побудивших Александра II провести военную реформу.
  1. подготовка к началу Кавказской войны
  2. поражение России в Крымской войне
  3. обострение противоречий между Антантой и Тройственным союзом
  4. неудачи русской армии в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

А16. Какие из перечисленных общественных объединений, партий руководствовались идеями К. Маркса?.

А) Российская социал-демократическая рабочая партия

Г) «Земля и воля»

Б) «Народная воля»

Д) группа «Освобождение труда»

В) Конституционно-демократическая партия

Е) «Союз борьбы за освобождение рабочего класса»

Укажите верный ответ.
1) АБВ 2) АДЕ 3) БВД 4) ВГЕ
А17. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите даты проведения реформ, о которых идёт речь.

«Прослушавши в церкви Высочайший Манифест со слезами восторга, сделался таким оптимистом, что теперь стыдно становится того увлечения и того, что говорил я тогда по этому поводу. ...Радовался я и гласному суду <присяжных заседателей>, и земским учреждениям, нарочно ездил даже за 35 верст в По-шехонье на первое земское собрание послушать и поглядеть на мужичков гласных, заседавших за одним столом рядом с купцами и дворянами. Под влиянием увлечения новыми порядками охотно переменил я должность волостного писаря на таковую же письмоводителя земской управы и в здании её смотрел первое заседание уголовного отделения окружного суда».

1) 1803-1810 гг.

3) 1861-1864 гг.

2) 1837-1841 гг.

4) 1881-1883 гг.

А18. Временное правительство было создано в

1) январе 1917 г

2) марте 1917 г.

3) августе 1917 г.

4) октябре 1917 г.

А19. Какая из названных мер относилась к понятию «Великий перелом»?

1) «ликвидация кулачества как класса»

3) введение свободных цен на товары

2) переход к многоукладной экономике

4) вхождение в «общеевропейский рынок»

А20. Что из названного было характерно для «серебряного века» русской культуры?
  1. поиск новых художественных форм и средств
  2. популярность тезиса о самобытности русской культуры
  3. жесткий контроль со стороны государства над духовной сферой
  4. господство метода критического реализма
А21. Что было одним из последствий массовых репрессий 1930-х гг.?
  1. рост гражданской активности населения
  2. массовое сопротивление террору
  3. формирование у людей готовности к подчинению
  4. исключение из Конституции СССР 1936 г. положений о правах и свободах личности

А22. Какие из перечисленных событий произошли в царствование Николая II?

А) создание законосовещательного Государственного совета

Г) издание циркуляра о «кухаркиных детях»

Б) Московское декабрьское вооруженное восстание

Д) третьеиюньский переворот

В) учреждение должностей земских начальников

Е) издание указа о праве крестьян на свободный выход из общины с наделом

Укажите верный ответ.
1) АБГ 2) АВД 3) БВГ 4) БДЕ
А23. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите, где был заключен мир, упоминаемый в тексте.

«Трудно сказать, что было бы, если бы большевики решили продолжать войну с противником. Еще труднее сказать, что было бы, если бы противник... предложил иные условия мира и не пытался свести Россию к пределам Московского княжества. Я думаю, что в последнем случае Германия приобрела бы спокойного соседа. Авторитет большевизма тогда поднялся бы, и часть общественных группировок нашла бы для себя возможным сотрудничать с ним... Если бы... мир был хоть немного более приличным... тогда, быть может, от большевиков началось бы мирное развитие России».

1) в Портсмуте

3) в Берлине

2) в Брест-Литовске

4) в Риге

А24. В годы Второй мировой войны СССР получал от союзников, прежде всего от США, бесплатные поставки вооружения и продовольствия. Эта помощь получила название

1) ленд-лиз

3) контрибуции

2) репарации

4) «план Маршалла»

А25. Прочтите отрывок из постановления Государственного Комитета Обороны и укажите период его обнародования.

«В целях тылового обеспечения обороны Москвы и укрепления тыла войск, защищающих Москву, а также в целях пресечения подрывной деятельности шпионов, диверсантов и других агентов немецкого фашизма Государственный Комитет Обороны постановил:

...Ввести ... в г. Москве и прилегающих к городу районах осадное положение.

...Государственный Комитет Обороны призывает всех трудящихся столицы соблюдать порядок и спокойствие и оказывать Красной Армии, обороняющей Москву, всяческое содействие».

1) октябрь 1941 г. — апрель 1942 г.

3) июль 1942 г. — ноябрь 1942 г.

2) май 1942 г. — июнь 1942 г

4) декабрь 1942 г. -г- февраль 1943 г.

А26. К каким годам относится утверждение во внешней политике СССР «доктрины Брежнева»?

1) концу 1950-х гг.

3) концу 1960-х гг.

2) началу 1960-х гг.

4) концу 1980-х гг.

А27. При каком руководителе в СССР было начато массовое строительство жилых домов с отдельными квартирами для семей?

1) И.В. Сталине

3) Л.И. Брежневе

2) Н.С. Хрущёве

4) М.С. Горбачёве

А28. XX съезд КПСС (1956 г.) обосновал и закрепил положение о
  1. необходимости принятия новой Конституции СССР
  2. переходе к политике гласности
  3. переходе к рыночным отношениям
  4. необходимости мирного сосуществования двух противоположных систем
А29. Что было одним из последствий подписания СССР Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1975 г.?
  1. улучшение климата международных отношений
  2. соблюдение прав человека в СССР
  3. оказание СССР помощи Северной Корее в борьбе с американской агрессией
  4. принятие «доктрины Брежнева»

А30. Какие преобразования государственно-политической системы СССР произошли в период перестройки?

А) проведение выборов на альтернативной основе

Г) создание Совета Федерации

Б) образование Государственной Думы

Д) учреждение Съезда народных депутатов

В) образование ряда новых политических партий

Е) образование Совета министров

Укажите верный ответ. /
1) АВД 2) БВГ 3) БГЕ 4) ГДЕ
А31. Прочтите отрывок из письма писателя М.М. Зощенко А.А. Жданову и укажите, в какой из названных периодов оно было написано.

«...У меня сохранилось несколько тысяч читательских писем. Слова благодарности почти в каждом письме утверждали моё представление, что работа моя не только социально полезна, но и приносит радость... Мне очень трудно сейчас определить, в чём же именно заключаются мои ошибки... Я никаких злых намерений не имел. Да и злоба никогда не питала мою литературу... Я очень подавлен тем, что случилось со мной. Я с трудом возвращаюсь к жизни... Я понимаю всю силу катастрофы... Прошу Вас дать мне возможность работать для советского народа...».

1) 1945-1953 гг.

3) 1964-1985 гг.

2) 1953-1964 гг.

4) 1985-1991 гг.

А32. В 1993 г. в современной России впервые выбирались представители в

1) Верховный Совет

3) Государственную Думу

2) Общественную палату

4) Государственный Совет

ЧАСТЬ 2

В1. Расположите имена князей в хронологическом порядке их жизни и деятельности. Запишите буквы, которыми обозначены имена, в правильной последовательности

А) Дмитрий Донской

В) Юрий Долгорукий

Б) Иван Грозный

Г) Даниил Московский

В2. Установите соответствие между понятиями, относящимися к истории Древней Руси, и их определениями.

понятия

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

А)

изгои

1)

крестьяне-общинники

Б)

смерды

2)

управители господского дома

В)

холопы

3)

люди, порвавшие с общиной

Г)

тиуны

4)

низшая категория населения, по положению близкая к рабам

 

 

5)

крестьяне, взявшие ссуду

В3. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите императрицу, о которой идёт речь.

«Начала свое царствование с того, что ... щедро одарила участников дворцового переворота. В феврале 1764 г. была осуществлена секуляризация (обращение государством церковной собственности, преимущественно земли, в светскую) церковного землевладения. Императрица широко использует политику лавирования. Для маскировки своей продворянской, прокрепостнической политики она использует политические, экономические и философские концепции западноевропейских просветителей, широко афишируя свою переписку с наиболее яркими учеными-просветителями того времени. Это создавало о ней мнение как о просвещенном и гуманном монархе».

Ответ: ______________
В4. Установите соответствие между реформами, преобразованиями в России XIX в. и датами начала их проведения.

РЕФОРМЫ, ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

ДАТЫ

А)

издание устава о всесословной воинской повинности

1)

1803 г.

Б)

снижение выкупных платежей

2)

1810 г.

В)

учреждение Государственного совета

3)

1861 г.

Г)

освобождение крестьян от крепостной зависимости

4)

1874 г.

 

 

5)

1881 г.

В5. Прочтите отрывок из труда историка и напишите, как назывались представители общественной мысли, участники кружка, о котором идёт речь.

«И, наверное, ежедневных споров этих кружок не выдержал бы, если бы не женщины. ...И не какие-нибудь пришлые или по-особенному "идейные" женщины, а представительницы того же "родства". Матери: Авдотья Петровна Елагина, Ольга Семёновна Аксакова. Жены: Екатерина Хомякова, Наталья Киреевская, Елизавета Попова, Анна Аксакова, Елена Черкасская... Сестры: Мария Киреевская, Вера и Любовь Аксаковы...

Они не были просто "хозяйками", хотя и это тоже немало. Собственно через них осуществлялась стихия ... единения, умерявшая полемическую стихию мужчин. Они вели беседы в салонах, обсуждали новые известия в политической и литературной жизни, вели философские беседы — очень часто "на равных" с тем же Хомяковым. Женщины много переводили, переписывали статьи. Гораздо чаще, чем мужчины, они обменивались письмами, а через письма прямо поддерживалось внутреннее единство кружка».

Ответ: __________________
В6. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите фамилию политического деятеля, о котором идёт речь.

«До последнего времени он был известен главным образом как министр иностранных дел Временного правительства. Между тем деятельность его на этом посту продолжалась очень недолго — всего два месяца... Несравнимо весомее значимость его личности в других многочисленных ипостасях — как талантливого и популярного учёного-историка, идеолога и организатора либерального движения в России, лидера кадетской партии, выдающегося деятеля Государственной думы и отечественной журналистики начала XX века...».

Ответ: ______________
В7. Установите соответствие между датами и событиями.

ДАТЫ

СОБЫТИЯ

А)

1922 г.

1)

образование СССР

Б)

1934 г.

2)

принятие второй Конституции СССР

В)

1936 г.

3)

выход из СССР Литовской ССР

Г)

1940 г.

4)

вступление СССР в Лигу Наций

 

 

5)

образование Эстонской ССР

В8. Установите соответствие между проводившимися в СССР, РФ экономическими реформами и фамилиями осуществлявших их руководителей страны.

РЕФОРМЫ

РУКОВОДИТЕЛИ

А)

переход на управление промышленностью по территориальному принципу

1)

Е.Т. Гайдар

Б)

совершенствование планирования и экономического стимулирования в промышленном производстве

2)

Н.С. Хрущёв

В)

радикальная экономическая реформа, переход к рыночным отношениям

3)

М.С. Горбачёв

Г)

ускорение социально-экономического развития СССР на основе достижений научно-технического прогресса

4)

А.Н. Косыгин

 

5)

И.В. Сталин

В9. Прочтите отрывок из воспоминаний С. Берии и укажите, какой вид вооружений впервые был испытан во время описываемых событий.

«...В августе 1949 г. я сам присутствовал при взрыве... так что обо всем знаю не понаслышке... Сообщение ушло в Москву прямо ...с полигона, а несколько позднее Сталин попросил отца пригласить к нему И.В. Курчатова и его ближайших помощников... Все получили колоссальное материальное вознаграждение... И это, заметьте, в условиях всеобщей послевоенной бедности».

Ответ: _____________
B10. Какие три черты из перечисленных характеризовали развитие экономики в 1945—1953 гг.? Обведите цифры, под которыми эти черты указаны.
  1. наиболее крупные инвестиции в развитие тяжёлой промышленности
  2. сдача в аренду части промышленных предприятий
  3. высокие темпы развития промышленности
  4. низкие закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию
  5. ликвидация ряда отраслевых министерств
  6. передача части колхозных земель в личные подсобные хозяйства колхозников
В11. Расположите следующие события, явления в хронологическом порядке. Запишите буквы, которыми обозначены события, явления в правильной последовательности.
A) начало строительства Транссибирской железнодорожной магистрали
Б) возникновение первых казенных мануфактур
B) завершение строительства железной дороги Санкт-Петербург — Москва
Г) начало промышленного переворота

ЧАСТЬ 3

К заданиям С1;С2;СЗ.

Из работы историка Н.И. Павленко.

«Нам остаётся ответить на вопрос, волновавший как современников, так и потомков: почему намерение верховников ограничить самодержавие потерпело неудачу, почему надорванные кондиции стали кульминацией в победе самодержавия? Причин несколько, но главная из них кроется в отсутствии консолидации среди господствующего сословия — она наступила несколькими десятилетиями позже.

Волею случая Верховный тайный совет был укомплектован преимущественно выходцами из аристократии, причем представителями двух фамилий: Долгоруких и Голицыных. Составленные ими кондиции отражали интересы прежде всего этих двух фамилий. Вчитайтесь в кондиции и их преамбулу, состоявшие из 12 пунктов, и вы обнаружите только два, в реализации кото-

рых были заинтересованы широкие круги дворянства: обязательство императрицы заботиться об укреплении и расширении православия и лишение императрицы возможности распоряжаться без суда жизнями и имениями дворян. Остальные же десять пунктов были нацелены на удовлетворение интересов двух аристократических фамилий и имели в виду не изменение политического строя в стране, а ограничение власти конкретного монарха в пользу конкретных фамилий.

Сказанное даёт основание считать «затейку» верховников олигархической, удовлетворяющей притязаниям всего двух фамилий. Отсюда брали начало все последующие ощибочные действия верховников».

 

С1. Под каким названием вошел в историю период, описанный в документе? Кем были составлены кондиции, и кому было предложено их подписать?

 

С2. Используя текст документа и свои знания по курсу истории, ответьте, какова была цель кондиций и почему её не удалось реализовать (укажите не менее трёх причин).

 

С3. Как оценивает автор «затейку» верховников? Какие доводы он приводит для обоснования своей оценки? Укажите не менее двух доводов.

 

Задания С4—С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (С4), сравнение (С5), анализ исторической ситуации (С6), рассмотрение исторических версий и оценок (С7). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.

 

С4. Назовите основные черты общественно-политического развития СССР в 1945—1953 гг. Укажите не менее трёх черт. Приведите не менее двух примеров их проявления в общественно-политической жизни страны в этот период.

 

С5. Ниже приведены две точки зрения на вопрос о происхождении Древнерусского государства:

Государственность на Русь была привнесена извне, варягами (так считают сторонники «норманнской теории»).

Древнерусское государство возникло в результате внутреннего развития общества, социальных и хозяйственных сдвигов; к образованию Древнерусского государства привела необходимость регулирования отношений между людьми, пр

© history-larisavas

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz