Сайт учителя истории и обществознания Гончарук Ларисы Васильевны |
|
ВАРИАНТ 7 Часть 1 А1. Собирание русских земель вокруг Москвы происходило в
А2. Первое сражение русских дружин с монголо-татарами произошло на реке
A3. Грамота с прошением или жалобой, подаваемая на имя царя, воеводы, называлась
А5. Чем знаменателен в истории России 1721 г.?
А6. И. Мазепа, Карл XII, Август II были современниками царя
А7. Какие из названных социальных движений относятся к XVII в.?
А9. В результате Северной войны Россия получила
«...[Он] строил много церквей, основывал монастыри, не жалел издержек на украшение храмов. Кроме церкви Успения, возбуждавшей удивление современников великолепием, он построил церковь Покрова при устье реки Нерли и много других каменных церквей. Властолюбивый князь, изгнавши братьев и тех бояр, которые недостаточно ему повиновались, правил в своей земле самовластно, забывши, что он был избран народом, отягощал народ поборами и по произволу казнил смертью всякого, кого хотел».
А13. В России в XIX в. представителей общественной мысли, отрицавших культурные, духовные ценности предшествующих поколений и современного им общества, выступавших против пережитков крепостного права, называли
А14. «Новые судебные уставы», предусматривавшие введение открытого, состязательного суда присяжных заседателей, были утверждены
А16. Какие из перечисленных явлений свидетельствовали о сохранении пережитков традиционного общества в России в 1870-1890-х годах?
«— Насчет мужика — это дело пустое, — говорил кто-нибудь из спорщиков. — Ульянов прав: чтобы установить диктатуру пролетариата, надо выварить мужика в фабричном котле, иначе он все затормозит. Прежде всего надо уничтожить общину. Это пережиток глухой старины».
А18. В каком году началась полоса дипломатического признания СССР ведущими державами?
А19. Выборный представительный орган, распущенный большевиками в январе 1918 г., назывался
А22. Какие из перечисленных понятий возникли в 1920— 1930-х гг.?
«...Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров развёрстка отменяется, и вместо неё вводится налог на продукты сельского хозяйства. Этот налог должен быть меньше, чем хлебная развёрстка».
А24. К начальному этапу Великой Отечественной войны относится
«Как главная база флота, (город) был сильно защищен только с моря и только от морского противника. Большинство береговых артиллерийских батарей ... береговой обороны могли вести огонь только в сторону моря. ... Десятки за десятками, сотни за сотнями летели самолёты противника ... Количество самолётов было доведено до предела. Небо ...,уже больше их не вмещало ... Дни шли з'а днями, а бомбардировка шла с прежним неослабеваемым остервенением и последовательным темпом, разрывая на части (город) и его окрестности ... Получив приказание на отход, мы, выходя из пещеры, двинулись к своему грузовику ... Город был неузнаваем. Город умер. Когда-то совсем недавно белоснежный ... красавец, превращен теперь в руины».
А26. Какое из перечисленных ниже событий произошло раньше всех других?
А27. Начало импорта зерна в СССР из-за границы относится к периоду, когда руководителем СССР был
«Советский Союз первым запустил межконтинентальную баллистическую ракету, первым послал искусственный спутник Земли, первым направил космический корабль на Луну, создал первый искусственный спутник Солнца, осуществил полёт космического корабля в направлении к планете Венера... Венцом наших побед в освоении космоса явился триумфальный полёт советского человека на космическом корабле вокруг Земли».
Часть 2. В1. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности.
В2. Установите соответствие между именами государей и понятиями, связанными о их правлением. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго. Запишите выбранные цифры.
«В своем несчастье он, на удивление всем, проявлял необыкновенную твердость духа. Отчуждённый от всего мира, среди лесных просторов Сибири бывший генералиссимус не роптал на свою судьбу и всячески ободрял детей. На крутом берегу реки с помощью своих слуг он построил дом и церковь. Для бывшего повелителя России тихо проходили дни в скромном доме в суровом краю. В сибирской ссылке он прожил менее полутора лет, 12 ноября 1729 г. он умер и был похоронен в построенной им церкви рядом со своей дочерью. Так закончил свой земной путь один из выдающихся государственных деятелей XVIII столетия».
«Помещик всецело овладел <крестьянином> в свою пользу и даёт ему управляться у себя лишь урывками. По праздникам (а в будни только по ночам) мужики и бабы вольны управляться у себя, а затем, пока <крепостные крестьяне> томятся на полях помещика, мальчики и девочки работают дома легкую работу: сушат сено, вяжут снопы... Почти нет той минуты в сутках, чтобы в <помещичьих> полях не кипела работа; три часа в течение дня и немногим более в течение ночи — вот всё, что остается крестьянину для отдыха».
«Находились ли они, союзники [страны Антанты], в состоянии войны с Советской Россией? Конечно, нет. Но... они находились на русской земле как завоеватели. Они вооружали врагов советского правительства. Они блокировали его порты. Они топили его военные суда».
В8. Установите соответствие между событиями, явлениями внешней политики СССР и фамилиями руководителей, с деятельностью которых они связаны.
«Постоянная «тайна» (его) воздействия на общественное сознание заключалась в поддержании непрерывного напряжения в обществе. Обстановка потенциально возможной «гражданской войны», а точнее конкретной борьбы с «врагами народа», «шпионами», «маловерами», «космополитами», «перерожденцами», «вредителями» создавала атмосферу, где его указания и призывы к бдительности всегда падали на благодатную почву».
В11. Расположите следующие фамилии военачальников в хронологической последовательности.
Часть 3 К заданиям С1;С2;СЗ. Из воспоминаний современника (XIX в.). «Уже несколько раз в течение своего царствования <импера-тор> останавливался на мысли о возможности <и> целесообразности введения в механизм государственного управления системы представительства... ...Теперь поднимался вопрос о том, чтобы изменить самые принципы царизма и реорганизовать систему государственного управления. Множество возможностей представлялось Лорис-Меликову для выполнения этой задачи...». Отрывок из официальной телеграммы (XIX в.). «Петербург... Страшное несчастье постигло Россию; сегодня, в половине четвертого пополудни, скончался император, пав жертвой гнусного убийства. Его величество возвращался домой после военного парада... как вдруг брошенной бомбой была взорвана его карета. Император, оставшийся невредимым, хотел сойти, чтобы узнать, в чём дело. В эту минуту вторым взрывом ему раздробило ноги. Императора в санях довезли до дворца, где он скончался час спустя. Я видел его на смертном одре, окружённым потрясенной семьей. Толпы народа окружают дворец, выражая глубокую скорбь, но сохраняют при этом полное спокойствие. Из сопровождавших государя один казак убит, пятеро ранено. Говорят и о других жертвах. Произведено четыре ареста на месте происшествия в момент взрыва». Из воспоминаний современника (XIX в.). «Город был в страшной тревоге. Население терроризировано не только убийством царя, но и слухами о силе и дерзости нигилистов. На улицах я встречал испуганные и взволнованные лица. Казалось, люди обращались друг к другу только для того, чтобы сообщить тревожные новости, которые рождались и росли с каждым часом: сенсационные аресты, захват оружия и взрывчатых веществ, обнаружение тайных типографий, революционные прокламации, расклеенные на городских памятниках». С1. Используя текст телеграммы и знания по истории, назовите дату (год) события, о котором идёт речь. Укажите имя императора, о котором идёт речь, и название организации, участники которой устроили покушение.
С2. Объясните, почему изложенные в телеграмме события некоторые историки рассматривают как национальную трагедию. Для ответа на вопрос используйте тексты источников и знания по истории. (Укажите не меньше трёх положений).
С3. О каком настроении общества в связи с упомянутыми событиями свидетельствовали современники? Чем было вызвано такое настроение? Укажите не менее трёх положений.
С4. Назовите две войны, которые вела Россия в начале XX в. до крушения монархии. Приведите не менее трёх основных целей российского правительства в одной из них.
С5. Ниже приведены две точки зрения на выступление Н.С. Хрущёва на XX съезде КПСС: Доклад Н.С. Хрущёва с разоблачением культа личности И.В. Сталина был предательским шагом по отношению к истории страны, к человеку, который имел много заслуг перед народом. Доклад Н.С. Хрущёва имел большое значение для жизни страны, оказал огромное влияние на общественное сознание, привёл к некоторым демократическим преобразованиям в СССР. Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трёх фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.
С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. В XV в. российское боярство крепко держалось за право местничества, а бояре говорили: «То им смерть, что им без мест быть». Однако в начале 80-х гг. XVII в. царь Фёдор Алексеевич отменил местничество. Чем была обусловлена эта мера? Назовите не менее трёх причин. Какое значение имела отмена местничества? Укажите не менее двух положений.
С7. Сравните положение освободившихся от крепостной зависимости русских крестьян в периоды 1861—1881 гг. и после принятия Положения 1881 г. — вплоть до конца XIX в. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что различным (не менее трёх различий).
Ключи вариант 7 С1. Используя текст телеграммы и знания по истории, назовите дату (год) события, о котором идёт речь. Укажите имя императора, о котором идёт речь, и название организации, участники которой устроили покушение. Ответ:
С2. Объясните, почему изложенные в телеграмме события некоторые историки рассматривают как национальную трагедию. Для ответа на вопрос используйте тексты источников и знания по истории. (Укажите не меньше трёх положений). Ответ:
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz
|