Сайт учителя истории и обществознания Гончарук Ларисы Васильевны |
|
ВАРИАНТ 5 ЧАСТЬ 1 А1. В каком веке была ликвидирована самостоятельность Великого Новгорода и он был присоединён к Москве?
А2. Первая большая победа русских войск над главными военными силами Орды произошла на
A3. Как называлось на Руси земельное владение, принадлежавшее владельцу на правах полной наследственной собственности?
А4. Система содержания должностных лиц за счет местного населения в России называлась
А5. В каком году Земский собор избрал царем Михаила Романова?
А6. Какое из названных литературных произведений было создано в XVII в.?
А7. Какие из названных событий произошли в царствование Алексея Михайловича?
Укажите верный ответ.
«Этот князь получил свое прозвище после того, как был ослеплён. Случилось это в 1446 г., когда поехал князь на богомолье в Троицкий монастырь. Но ослеплённый и сосланный в Углич князь не прекратил борьбу с врагами. Он отомстил своему противнику в 1453 г., отравив его. Князь убирал тех, кто поднимал меч на великое княжение. Москва поднялась на новую ступень власти и единения».
A11. Царскосельский лицей был основан в
А12. Проведение денежной реформы 1897 г. связано с деятельностью
А14. Состояние экономики России к 1895 г. характеризовалось как
А16. Известными учёными в России XIX в. были
Укажите верный ответ.
«Целью всех этих чтений и споров было разрешить великий вопрос, стоявший перед молодежью: каким путем может она быть наиболее полезна народу? И постепенно она приходила к выводу, что существует лишь один путь. Нужно идти в народ и жить его жизнью. Молодые люди отправлялись поэтому в деревню как врачи, фельдшеры, народные учителя... Девушки сдали экзамены на народных учительниц, фельдшериц, акушерок и сотнями шли в деревню, где беззаветно посвящали себя служению беднейшей части народа».
А18. Военное столкновение между советскими и японскими войсками на реке Халхин-Гол произошло в
А19. Орган представительной власти, созыв которого в целях окончательного установления формы правления был провозглашён одной из первоочередных задач Временного правительства, назывался
А22. Какие из перечисленных внешнеполитических событий относятся к царствованию Николая II?
«...после того, как мы преодолели важнейший этап гражданской войны, и преодолели победоносно, мы наткнулись на большой — я полагаю самый большой, — внутренний политический кризис Советской России, который привел к недовольству не только значительной части крестьянства, но и рабочих... Мы вскоре, через несколько недель, признали... что если мы окажемся не в состоянии произвести отступление... то нам угрожает гибель... Мы единогласно решили... перейти к новой экономической политике».
А24. В каком из названных городов в годы Великой Отечественной войны состоялась первая встреча И.В. Сталина, У. Черчилля и Ф. Рузвельта?
«125 Дней длилась оборона советских войск под [городом]. В ходе оборонительных боев немецко-фашистские войска потеряли около 700 тыс. убитыми и ранеными, свыше 2 тыс. орудий и минометов, более 1 тыс. танков и штурмовых орудий и свыше 1,4 тыс. самолетов всех видов. К 19 ноября 1942 г. сложились благоприятные условия для перехода советских войск в контрнаступление. 75 дней и ночей понадобилось советским войскам, чтобы окружить и разгромить немецко-фашистские войска под [городом]».
А26. В начале 1990-х гг. советские войска были выведены из
А27. Какое из перечисленных событий произошло в послевоенный период (1945—1953 гг.)?
«Для обеспечения первого полёта человека на корабле-спутнике в короткие сроки и с высокой степенью надёжности необходимо эту задачу поставить как основную в плане. космических работ, отодвинув сроки решения других задач в этой области... Просим одобрить наши предложения по осуществлению первого полёта человека в космическое пространство на корабле-спутнике как задачу особого значения...».
ЧАСТЬ 2 В1. Расположите имена исторических деятелей в хронологическом порядке их жизни и деятельности. Запишите буквы, которыми обозначены имена, в правильной последовательности.
«Указ, что по отбытии нашем делать. 1. Суд иметь нелицемерный и неправедных судей наказывать...; то же и ябедникам... 2. Смотреть во всем государстве расходов и ненужные, а особливо напрасные снять. 3. Денег, как возможно, збирать, понеже деньги суть артерии войны. 4. Дворян собрать молодых... 5. Вексели исправить и держать в одном месте. 6. Товары, которые... по канцеляриям... осмотреть и посвидетельствовать...».
«Министр народного просвещения И.Д. Делянов настоял на закрытии большинства высших женских курсов, он же в 1887 г. издал циркуляр, где запрещал принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Известный как циркуляр о «кухаркиных детях», он стал позорной страницей в истории российской школы».
«В системе политических партий России эта партия занимала особое место. Это была партия интеллектуалов, аккумулировавшая в своих рядах цвет российской интеллигенции начала XX в., мечтавшей о радикальном преобразовании страны парламентским путём и на основе общечеловеческих ценностей. Идейные и организационные истоки формирования партии связаны с теми качественными изменениями, которые произошли в русском либерализме на рубеже XIX— XX вв. В либеральном движении всё громче и увереннее зазвучали голоса историка П.Н. Милюкова, крупнейших специалистов в области гражданского и уголовного права — профессора С.А. Муромцева, В.М. Гессена, Л.И. Петражицкого, экономистов и публицистов — П.Б. Струве, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева».
В8. Установите соответствие между событиями в СССР, РФ и годами, когда эти события происходили.
«Ряд реформ был проведён достаточно твёрдо, до конца доведен и вполне оправдал возлагавшиеся на них надежды... Пенсионная реформа. До нее пенсии были настолько мизерны, что носили символический характер. Реформа пенсий распространилась на десятки миллионов человек и сделала для них возможным сносное, хотя и скромное существование. Жилищная реформа. Массовое жилищное строительство... сделало по крайней мере для вступающих в жилищные кооперативы доступным получение квартиры, да и цены на кооперативы были тогда вполне умеренными».
ЧАСТЬ 3 К заданиям С1;С2;С3. Из статьи Г.М. Корниенко «Холодная война: истоки, причины и последствия». «Провозглашённое М.С. Горбачёвым «новое мышление» во внешних делах скоро стало превращаться в концептуальном плане в нечто лишённое логики. Увлекшись велеречивыми рассуждениями о примате общечеловеческих ценностей и интересов, руководители Советского государства перестали видеть и принимать в расчёт все другие интересы — национальные, классовые и т.д. Выдавая желаемое за действительное, они повели себя так, будто весь мир, за исключением нас, живёт по общечеловеческим заповедям. В практическом плане это проявилось в том, как решались вопросы разоружения, как произошло объединение Германии и какой карт-бланш был дан Соединенным Штатам для действия в «третьем лице». С1. Какому периоду отечественной истории посвящен приведённый текст? О какой сфере политики в нем идёт речь?
С2. Каковы были основные результаты проведения политики «нового мышления»? Приведите не менее трёх результатов. Используйте для ответа текст и ваше знание истории.
С3. Каково отношение автора статьи к политике «нового мышления», в каких положениях оно выражено? Укажите не менее трёх положений.
С4. Назовите не менее четырех черт государственно-политического развития России во второй половине XVII в,, свидетельствующих о переходе к абсолютной монархии. Приведите не менее трёх положений Соборного уложения 1649 г.
С5. Ниже приведены две точки зрения: России принадлежит ведущая роль в освобождении народов Балканского полуострова от турецкого ига в 1877—1878 гг. Позиция западных держав во многом противоречила интересам славянских народов Балканского полуострова. Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трёх фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.
С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. В 1921 г. в Праге был выпущен сборник статей «Смена вех». Сборник получил большую известность и вызвал острые споры в среде русской эмиграции. По каким вопросам велась дискуссия? Укажите не менее трёх вопросов. Каких позиций по указанным вами вопросам придерживались «сменовеховцы»?
С7. Сравните процессы демократизации общественной жизни в СССР в период «оттепели» и в период перестройки.
Вариант 5 С1. Какому периоду отечественной истории посвящен приведённый текст? О какой сфере политики в нем идёт речь? Ответ:
С2. Каковы были основные результаты проведения политики «нового мышления»? Приведите не менее трёх результатов. Используйте для ответа текст и ваше знание истории. Ответ:
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz
|