Сайт учителя истории и обществознания Гончарук Ларисы Васильевны

ВАРИАНТ 4

ЧАСТЬ 1

А1. Нашествие Батыя на Русь и установление ордынского владычества произошло в

1) X в.

2) XII в.

3) XIII в.

4) XIV в.

А2. Основным соперником Московского княжества в борьбе за главенство в Северо-Восточной Руси было (а)

1) Рязанское княжество

3) Новгородская земля

2) Тверское княжество

4) Суздальско-Нижегородское княжество

A3. Как в Древнерусском государстве назывался объезд князем с дружиной подвластных земель, плативших дань?

1) полюдье

2) оброк

3) выход

4) ясак

А4. Что из перечисленного было одним из результатов правления Ивана Калиты и его сыновей (XIV в.)?
  1. прекращение зависимости Руси от Золотой Орды
  2. присоединение к Москве Великого Новгорода
  3. экономическое и военное укрепление Московского княжества
  4. присоединение к Москве Тверского княжества

А5. В каком году произошло Полтавское сражение?

1) 1702 г.

2) 1709 г

3) 1711 г.

4) 1714 г.

А6. Известным русским поэтом XVIII в. был

1) Г.Р. Державин

2) Ф.С. Рокотов

3) Д.Г. Левицкий

4) Н.И. Новиков

А7. Какие из названных событий произошли в XVIII в.?

A) Семилетняя война

Г) раздел Речи Посполитой

Б) секуляризация церковных земель

Д) Смоленская война

B) созыв первого Земского собора

Е) учреждение в России патриаршества

Укажите верный ответ.

1) АБВ

2) АБГ

3) БВД

4) ВГД

A8. «Манифест о вольности дворянской», «Жалованная грамота дворянству» характеризовали процесс
  1. законодательного оформления прав дворянства как господствующего сословия
  2. решения крестьянского вопроса
  3. осуществления реформ в области государственного управления
  4. введения обязательной службы для дворян
А9. Одним из следствий принятия Соборного уложения 1649 г. было
1) установление бессрочного сыска беглых крестьян
2) продление сроков поиска крестьян до 15 лет
3) упразднение правила «с Дона выдачи нет»
4) разрешение помещикам ссылать крестьян в Сибирь
A10. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите хана Золотой Орды, о нашествии которого идёт речь.

«Куликовская битва высоко вознесла славу Москвы, но Золотая Орда была еще сильна и отомстила русской столице... разорением.

После гибели Мамая, убитого в одном из крымских городов, власть над Золотой Ордой перешла к [хану], задумавшему отомстить за поражение татар на Куликовом поле. [Хан] подошёл к Москве неожиданно со стороны Рязани, взял и сжёг Серпухов, после чего двинулся к Москве. Приближение [хана] стало известно Дмитрию Донскому, но отсутствие единства среди князей и недостаток в Москве воинской силы заставили его отказаться от битвы с татарами и покинуть Москву».

1) Батый

3) Тамерлан

2) Менгли-Гирей

4) Тохтамыш

А11. В каком году было создано III отделение Собственной канцелярии Николая I?

1) 1818 г.

2) 1826 г.

3) 1856 г.

4) 1877 г.

А12. Кто из указанных лиц был историком?

1) И.М. Сеченов

3) Н.И. Лобачевский

2) Н.М. Карамзин

4) И.И. Мечников

А13. Основанные в первой половине XIX в. центральные правительственные учреждения, ведавшие различными отраслями хозяйства, назывались

1) коллегиями

2) приказами

3) земствами

4) министерствами

А14. Что из названного было осуществлено в годы царствования Александра III?

1) отменено местничество

3) издан указ о возвращении беглых крестьян помещикам

2) уравнены вотчина с поместьем

4) снижены выкупные платежи

А15. Что было одной из причин поражения армии Наполеона в России в 1812 г.?
  1. совместные военные действия армий России и Пруссии
  2. значительные потери французской армии при Бородино
  3. нежелание Наполеона дать приграничное сражение в начале войны
  4. значительное численное превосходство российских армий над французскими в начале войны
А16. Какие из перечисленных ниже положений относились к истории петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса»?
A) борьба за отмену крепостной зависимости крестьян
Б) попытки организовать и возглавить выступление рабочих
B) требование перевода крестьян на обязательный выкуп, отмены временнообязанного положения крестьян
Г) распространение листовок среди участников стачек Д) пропаганда марксизма в рабочих кружках Е) убеждение в необходимости сохранения крестьянской общины
Укажите верный ответ.

1) АБЕ

2) АВГ

3) БГД

4) ВДЕ

А17. Прочтите отрывок из рапорта военачальника и укажите его имя.

«Сего 18-го числа в полдень при умеренном восточном ветре с дождем атаковала турецкую эскадру из 7 больших фрегатов, шлюпа, 2 корветов, 2 транспортов и 2 пароходов, стоявшую между батареями на Синопском рейде, и в 2 часа совершенно её уничтожила; суда были отброшены на мель, и два фрегата отброшены на отмель, и два фрегата взорваны на воздух, батареи срыты».

1) П.С. Нахимов

3) А.Г. Орлов

2) Ф.Ф. Ушаков

4) П.А. Румянцев-Задунайский

А18. Разгром войск П.Н. Врангеля в Крыму в ходе Гражданской войны произошел в

1) 1918 г.

2) 1920 г.

3) 1922 г.

4) 1924 г.

А19. Как, согласно Конституции 1924 г., назывался высший орган исполнительной власти в СССР?

1) Совет министров

3) Совет национальностей

2) Совет народных комиссаров

4) Государственный совет

А20. Какое из политических движений начала XX в. характеризовалось социалистическими представлениями?

1) эсеры

2) кадеты

3) октябристы

4) черносотенцы

А21. Что из названного относится к последствиям победы И.В. Сталина во внутрипартийной борьбе?
  1. утверждение внутрипартийной демократии
  2. критика со стороны руководства ленинского наследия
  3. раскол партии на большевиков и меньшевиков
  4. установление в партии и стране культа личности
А22. Какие из перечисленных событий произошли в царствование Николая II?
А) денежная реформа СЮ. Витте
Б) создание Синода
В) «Кровавое воскресенье»
Г) перевод крестьян на обязательный выкуп Д) аграрная реформа П.А. Столыпина
Е) учреждение Крестьянского и Дворянского поземельных банков
Укажите верный ответ.
1) АБД 2) АВД 3) БВГ 4) ВГЕ
А23. Прочтите отрывок из законодательного акта и определите год его принятия.

«Школа отделяется от церкви. Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподают общеобразовательные предметы, не допускается. Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом».

1) 1914 г. 2) 1918 г. 3) 1924 г. 4) 1928 г.
А24. В Сталинградской битве героически сражалась 62-я армия под командованием генерала

1) В.И. Чуйкова

2) Д.М. Карбышева

3) В.К. Блюхера

4) М.В. Фрунзе

А25. Прочтите отрывок из воспоминаний немецкого офицера и определите название плана, о котором говорится в тексте.

«Я лично впервые услышал об этом плане... 29 июля 1940 года. В этот день генерал-полковник Иодль... заявил, что фюрер решил подготовить войну против России. Фюрер обосновал это тем, что война должна произойти так или иначе, так лучше будет, если эту войну провести в связи с уже происходящей войной и во всяком случае, начать необходимые приготовления к ней».

1) «Тайфун»

3) «Натиск на Восток»

2) «Цитадель»

4) «Барбаросса»

А26. Какая из перечисленных дат связана с участием СССР в подписании Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе?
1) 1961 г. 2) 1975 г. 3) 199! г, 4) 1997 г.
А27. Какой из названных документов был принят в СССР в период перестройки?
  1. «О журналах "Звезда" и "Ленинград"»
  2. «О культе личности и его последствиях»
  3. «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению»
  4. «Об аренде и арендных отношениях в СССР»
А28. Программа «500 дней» С.С. Шаталина и Г.А. Явлинского предполагала
  1. переход к рыночной экономике за 1,5 года
  2. поэтапное введение рыночных отношений за 10 — 20 лет
  3. усовершенствование плановой экономики
  4. применение метода «шоковой терапии» в проведении реформ
А29. Что стало одним из последствий принятия статьи 6 в Конституции СССР 1977 г.?
  1. сокращение численности партийно-государственного аппарата
  2. ликвидация привилегий партийно-государственной номенклатуры
  3. развитие внутрипартийной демократии
  4. правовое закрепление власти партийно-государственной номенклатуры
А30. Какие из названных событий относятся к культурной жизни в СССР в период «оттепели»?
A) издание постановления с критикой романа А.А. Фадеева «Молодая гвардия»
Б) проведение первого в Москве Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
B) сокращение численности научных и культурных учреждений
Г) проведение Международного музыкального конкурса им. П.И. Чайковского
Д) запрет публикации произведений А.А. Ахматовой и М.А. Зощенко
Е.) публикация повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

Укажите верный ответ.

1)АБВ 2)АВД 3) БГЕ 4) ВГД
А31. Прочтите отрывок из воспоминаний участника описываемых событий и укажите период, когда происходили описанные события.

«Ощущение незащищённости особенно усилилось после Хиросимы и Нагасаки... Для всех, кто осознал реальности новой атомной эры, создание собственного атомного оружия, восстановления равновесия стало категорическим императивом...

Для решения поставленной задачи по всей стране был создан целый архипелаг институтов... Здесь собрали тысячи уцелевших после войны и репрессий высококвалифицированных учёных, конструкторов, инженеров, организаторов производства».

1) 1941-1944 гг.

3) 1953-1964 гг.

2) 1945-1953 гг.

4) 1965-1985 гг.

А32. Одним из важных событий во внешней политике России в 1990-е гг. стало ее вступление в

1) Лигу Наций

3) Организацию Объединенных Наций

2) Совет Европы

4) НАТО

ЧАСТЬ 2

Задания В1—В11 требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр, которые следует записать, начиная с первой клеточки, без пробелов и других символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

В1. Расположите в хронологической последовательности их издания документы XVIII в. Запишите буквы, которыми обозначены имена, в правильной последовательности
А) «Указ о секуляризации церковных земель»
Б) «Табель о рангах»
В) «Указ о единонаследии»
Г) «Манифест о вольности дворянской»
В2. Установите соответствие между именами князей и событиями, связанными с их деятельностью.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

КНЯЗЬЯ

СОБЫТИЯ

А) Владимир Мономах

1) разгром половцев

Б) Владимир Святославич

2) объединение Киева и Новгорода

В) Ярослав Мудрый

3) восстание древлян

Г) Игорь Старый

4) крещение Руси

 

5) принятие «Русской правды»

А

Б

В

Г

 

 

 

 

В3. Прочтите отрывок из именного указа от, 18 января 1721 г. и напишите, как назывались крестьяне, о которых идёт речь.

«...Позволяется сим нашим указом для размножения... заводов, как шляхетству, так и купецким людям, к тем заводам деревни покупать невозбранно с позволения берг- и мануфактур-коллегии, токмо под такою кондициею, дабы те деревни всегда были уже при тех заводах неотлучно».

Ответ: __________________.
В4. Установите соответствие между фамилиями государственных деятелей, высокопоставленных чиновников и именами российских императоров, в годы царствования которых они достигли наибольшего могущества.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ФАМИЛИИ ГОС. ДЕЯТЕЛЕЙ

ИМЕНА ИМПЕРАТОРОВ

А) А.Х. Бенкендорф

1) Александр II

Б) А.А. Аракчеев

2) Николай I

В) А.А. Безбородко

3) Александр I

Г) П.А. Столыпин

4) Николай II

 

5) Екатерина II

А

Б

В

Г

 

 

 

 

В5. Прочтите отрывок из записок военного корреспондента и напишите название проходившей в XIX в. войны, о которой идёт речь.

«Нашу стоянку у Константинополя долго не забудут войска скобелевского отряда. Со дня на день ждали приказа — двинуться и занять Царьград. Население готовило цветы и флаги, христиане подняли голову... На берегах Босфора толпы солдат и офицеров стояли у пристани в ярком мареве чудесного, сказочного города...».

Ответ:________________________
В6. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите сокращённое название партии, о которой идёт речь.

«...Центральный пункт их программы — «социализация» земли, т.е. ликвидация частной собственности на землю и передача её без выкупа в заведование сельских и городских общин. В основу пользования землей они клали уравнительно-трудовой принцип. Важнейшим элементом революционной тактики они. считали политический террор. Для осуществления крупных актов, т.н. «центрального террора», осенью 1901 г. была создана боевая группа, которая затем получила название Боевой организации. Вождем и теоретиком партии был В.М. Чернов».

Ответ: _____________
В7. Установите соответствие между советскими законодательными актами и годами их принятия.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ

ГОДЫ

А) Декрет о замене продовольственной и сырьевой разверстки продовольственным налогом

1)1917 г.

2)1918 г.

Б) Декрет об отмене сословий и гражданских чинов

3)1920 г.

В) первая Конституция РСФСР

4)1921 г.

Г) Декларация об образовании СССР

5)1922 г.

В8. Установите соответствие между событиями и годами, в которые они происходили.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

СОБЫТИЯ

годы

А) вывод советских войск из Афганистана

1) 1977 г.

Б) приход к власти М.С. Горбачёва

2) 1985 г.

В) распад СССР

3) 1989 г.

Г) принятие Конституции «развитого социализма»

4) 1991 г.

 

5) 2000 г.

В9. Прочтите отрывок из резолюции I съезда шахтеров СССР и напишите название периода, когда эта резолюция была принята.

«Мы требуем, чтобы КПСС уже сегодня была лишена привилегированного положения на наших предприятиях и в учреждениях. Парткомы и комитеты ВЛКСМ должны быть выведены с предприятий и учреждений.

Льготный стаж, который идёт освобожденным партийным и комсомольским работникам, должен быть отменён. Мы считаем, что в условиях становления многопартийности должен быть решён вопрос о национализации созданной народом собственности КПСС, а также созданы реальные возможности для деятельности партий».

Ответ: _______________
В10. Какие три события из перечисленных относятся к периоду 1964—1985 гг.? Обведите цифры, под которыми эти события указаны.
  1. начало экономической реформы А.Н. Косыгина
  2. первый полёт человека в космос
  3. принятие Конституции «развитого социалистического общества»
  4. ликвидация совнархозов
  5. появление фермерских хозяйств
  6. начало освоения целинных земель

В11. Расположите понятия, термины, аббревиатуры в хронологической последовательности их появления. Запишите буквы, которыми обозначены понятия, термины, аббревиатуры в правильной последовательности.

А) раскулачивание

В) ВЧК

Б) стахановец

Г) Совет народных комиссаров

ЧАСТЬ 3

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1—СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

К заданиям С1;С2;С3.

Из работы историка Б.А. Рыбакова.

«Помимо красочной и драматической внешней истории княжеств и князей, эта эпоха крайне интересна для нас теми обострёнными отношениями между князьями и боярством, которые так явственно обозначились уже во времена Ярослава Осмомысла. Если отбросить элемент личной выгоды и корысти, ...то следует признать, что проводимая ими политикаконцентрации земель, ослабления уделов и усиления центральной княжеской власти объективно была безусловно прогрессивной, поскольку совпадала с народными интересами. В проведении этой политики князья опирались на широкие слои горожан и на выращенные ими самими резервы мелких феодалов («отроки», «детские», «милостники»), полностью зависевших от князя.

Необходимо обратить внимание на то, что начальная фаза <этого периода> (до того, как в нормальное развитие вмешался фактор завоевания) характеризуется не упадком культуры, как можно было бы ожидать, ...а, наоборот, бурным ростом городов и ярким расцветом русской культуры во всех её проявлениях. Из этого следует, что новая политическая форма, очевидно, содействовала (может быть, на первых порах) прогрессивному развитию».

 

С1. Укажите название и хронологические рамки исторического периода, о котором говорится в отрывке. Используя знания по истории, назовите крупнейшие политические центры этого периода. Укажите в общей сложности не менее трёх положений.

 

С2. Используя текст документа и привлекая знания по истории, укажите не менее трёх характерных черт этого периода.

 

С3. Привлекая знания по истории и текст документа, дайте оценку этому периоду. Приведите не менее трёх аргументов.

Задания С4—С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (С4), сравнение (С5), анализ исторической ситуации (С6), рассмотрение исторических версий и оценок (С7). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.

 

С4. Назовите не менее трёх основных направлений проведения реформ в период перестройки в СССР в 1985—1990 гг. Приведите не менее двух примеров экономических преобразований этого периода.

 

С5. Ниже приведены две точки зрения на опричную политику Ивана Грозного:

Опричная политика способствовала дальнейшему объединению русских земель и отвечала интересам широких слоев населения, страдавших от распрей феодальной аристократии.

Опричная политика ослабила Российское государство, она была направлена на усиление личной власти царя, сопровождалась террором и произволом.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трёх фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

 

 

С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В начале царствования Александр I свою главную задачу в сфере внешней политики видел в борьбе против наполеоновской Франции. В этом вопросе царь был принципиален и твёрд. Однако в 1807 г. Александр I был вынужден подписать с Наполеоном мирный договор в Тильзите.

Каково было отношение дворянства, купечества к подписанию, условиям Тильзитского мирного договора? Как изменилось их отношение к Александру I? (Укажите не менее двух положений).

Чем объяснялось такое отношение дворянства, купечества к подписанию, условиям Тильзитского мирного договора? (Укажите всего не менее двух причин).

 

С7. Сравните положение крестьян, крестьянских хозяйств в 1870-х гг. и в 1907-1914 гг.

Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что различным (не менее трёх различий).

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов {приведённая таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

 

Общее

  • ………………………………………………..

  • ………………………………………………..

Различия

  • ……………………….

  • ……………………….

  • ……………………….

  • ……………………….

  • ……………………….

-

-

  • ……………………….

 

 

© history-larisavas

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz