Сайт учителя истории и обществознания Гончарук Ларисы Васильевны

ВАРИАНТ 2

ЧАСТЬ 1

А1. Каким годом летописи датируют призвание варягов на Русь?

1) 862 г.

2) 988 г.

3) 1097 г.

4) 1111 г.

А2. С именами Феофана Грека, Андрея Рублёва, Дионисия связано развитие древнерусского(-ой)

1) книгопечатания

3) иконописи

2) зодчества

4) летописания

А3. Живопись, основанная на применении водяных красок, наносимых на сырую штукатурку при строительстве храмов в Древней Руси, называлась

1) фреской

2) акварелью

3) парсуной

4) мозаикой

А4. В итоге Ливонской войны (1558—1583 гг.) Россия утратила

1) земли на Балтийском побережье

3) Новгородские земли

2) территории на побережье Каспийского моря

4) Смоленские земли

А5. В каком ряду указаны даты дворцовых переворотов?

1) 1547 г., 1598 г.

3) 1741 г., 1762 г.

2) 1610 г., 1613 г.

4) 1796 г., 1810 г.

А6. Современником императрицы Анны Иоанновны был

1) А. Курбский

2) С. Дежнёв

3) Э. Бирон

4) Б. Хмельницкий

А7. Какие из названных понятий связаны с эпохой дворцовых переворотов в России XVIII в.?

А) верховники

Г) кондиции

Б) коллегии

Д) Новоторговый устав

В) Кабинет министров

Е) приказ Тайных дел

Укажите верный ответ.

1) АБВ

2) АВГ

3) БВД

4) ВГД

А8. Понятие «Вечный мир» связано с. отношениями России в XVII в. с

1) Польшей

2) Турцией

3) Швецией

4) Англией

А9. Что было одной из причин народных движений в России XVII в.?

1) окончательное закрепощение крестьян

3) введение рекрутской повинности

2) введение правила «Юрьева дня»

4) введение подушной подати

А10. Прочтите отрывок из произведения древнерусской литературы и укажите, в каком веке происходили события, описанные в произведении.

«...Тогда Игорь взглянул на светлое солнце и увидел, все его воины покрыты от него тьмою. И сказал Игорь своей дружине: «Братья и дружина! лучше ведь быть зарубленным, чем пленным; так сядем, братья, на своих борзых коней и поглядим на синий Дон...

...Что мне шумит, что мне звенит из далека рано перед зорями? Игорь полки оборачивает: жалко ему милого брата Всеволода. Бились день, бились другой; на третий день к полудню пали стяги Игоревы...».

1) IX в.

2) X в.

3) XII в.

4) XV в.

А11. Деятельность тайных организаций декабристов относится к

1) 1801-1811 гг.

2) 1816-1826 гг.

3) 1827-1828 гг.

4) 1829-1830 гг.

А12. Кто из перечисленных ниже лиц прославился в годы Крымской войны 1853—1856 гг.?

1) А.В. Суворов

2) П.С. Нахимов

3) С.О. Макаров

4) А.Н. Куропаткин

А13. Как называлось сложившееся в 1850—1860-х гг. творческое содружество русских композиторов, оказавших значительное воздействие на формирование русской национальной школы музыки?

1) «Зелёная лампа»

2) «Могучая кучка»

3) «Мир искусства»

4) «Пролеткульт»

А14. Годы правления Александра I характеризуются

1) проведением столыпинской аграрной реформы

3) введением суда присяжных заседателей

2) отменой выкупных платежей

4) изданием указа о «вольных хлебопашцах»

А15. В результате присоединения к Континентальной блокаде Россия принимала обязательство
  1. покровительствовать православным народам Балканского полуострова
  2. участвовать в военных действиях IV антинаполеоновской коалиции
  3. не допускать появления турецкого флота в Чёрном море
  4. разорвать торговые отношения с Англией

А16. Какие из перечисленных явлений сохранились в России в конце XIX в.?

А) самодержавие

Г) помещичье землевладение

Б) месячина

Д) крестьянская община

В) крепостное состояние крестьян

Е) временнообязанное состояние крестьян

Укажите верный ответ.

1) АВГ

2) АГД

3) ВГД

4) ВДЕ

А17. Прочтите отрывок из «Записок» А.П. Ермолова и укажите название войны, о событиях которой говорится в отрывке.

«Приказал я окружить селение Даданюрт, лежащее на Тереке, предложить жителям оставить оное, и буде станут сопротивляться, наказать оружием, никому не давая пощады. Чеченцы не послушали предложения, защищались с ожесточением... Ни в одном доселе случае не имели мы столь значительной потери, ибо кроме офицеров простиралась оная убитыми и ранеными до двухсот человек. Со стороны неприятеля все, бывшие с оружием, истреблены...».

1) русско-турецкая 1787—1791 гг.

3) русско-турецкая 1806—1812 гг.

2) Кавказская

4) Крымская

А18. Стахановское движение развернулось в СССР в

1) 1920-е гг.

2) 1930-е гг.

3) 1940-е гг.

4) 1950-е гг.

А19. Одно из оппозиционных направлений в период внутрипартийной борьбы 1920-х гг. называли

1) сталинизмом

3) троцкизмом

2) волюнтаризмом

4) ежовщиной

А20. Позиция большевиков во главе с В.И. Лениным в отношении Первой мировой войны выражалась в 1914 г. в лозунге

1) продолжения войны до «победного конца»

3) защиты Отечества от германского нашествия

2) превращения войны империалистической в гражданскую

4) провозглашения «гражданского мира»

А21. В результате проведения денежной реформы СЮ. Витте (1897 г.)
  1. основой денежной системы стал золотой рубль
  2. основой денежной системы стал серебряный рубль
  3. из обращения были изъяты бумажные деньги
  4. было восстановлено обращение бумажных денег
А22. Какие из перечисленных черт характеризуют политический режим конца 1930-х гг.?
А) свобода печати
Б) сосредоточение практически всей власти в руках партийного вождя
В) массовые репрессии против инакомыслящих
Г) неравенство избирательных прав населения, закреплённое в конституции
Д) сращивание партийного и государственного аппарата
Е) существование легальной оппозиции партийному руководству
Укажите верный ответ.

1) АБГ

2) БВД

3) БДЕ

4) ВГЕ

А23. Прочтите отрывок из доклада И.В. Сталина «О работе апрельского Объединённого Пленума ЦК и ЦКК» и укажите год, когда прозвучал этот доклад.

«...Мы имеем врагов внутренних. Мы имеем врагов внешних... Мы имели заготовительный кризис, который уже ликвидирован. Заготовительный кризис знаменовал собой первое серьёзное в условиях нэпа выступление капиталистических элементов деревни против Советской власти».

1) 1917 г.

2) 1920 г.

3) 1928 г.

4) 1937 г.

А24. В каком ряду названы города, удостоенные звания «Город-герой» за массовое мужество и героизм, проявленные их защитниками в годы Великой Отечественной войны?

1) Белгород, Новгород

3) Брянск, Вильнюс

2) Вязьма, Воронеж

4) Минск, Ленинград

А25. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите название органа власти периода Великой Отечественной войны, о котором идёт речь.

«30 июня 1941 г. был создан чрезвычайный орган — во главе с И.В. Сталиным. Он стал авторитетным органом руководства обороной страны, сосредоточившим в своих руках всю полноту власти. Гражданские, партийные, советские организации были обязаны выполнять все его постановления и распоряжения... На заседания приглашались народные комиссары, которым предстояло принять участие в обеспечении операций».

1) Реввоенсовет

3) Совет по эвакуации

2) Государственный Комитет Обороны

4) Совет Труда и Обороны

А26. Какая из названных дат связана со сменой высшего государственного руководства в СССР?

1) 1953 г.

2) 1962 г.

3) 1976 г.

4) 1988 г.

А27. Кто из названных руководителей СССР в 1980-е гг. проводил решительный курс (серию мер) по укреплению производственной и общественной дисциплины и борьбе с коррупцией?

1) К.У. Черненко

2) Л.И. Брежнев

3) Ю.В. Андропов

4) М.С. Горбачёв

А28. Что было одной из характерных черт развития культуры в СССР в 1945-1953 гг.?
  1. проведение кампании по ликвидации неграмотности
  2. публикация произведений современных западных авторов
  3. жесткий контроль за творческой деятельностью представителей культуры
  4. издание ряда новых публицистических журналов
А29. Что было результатом проведения консервативного курса руководства СССР в 1970-е — начале 1980-х гг.?
  1. массовые забастовки рабочих
  2. усиление бюрократизации партийно-государственного аппарата
  3. депортация ряда народов
  4. возникновение межнациональных конфликтов
А30. Какие черты характеризовали внешнюю политику СССР в 1945-1953 гг.?
А) нормализация отношений со странами Запада
Б) усиление влияния в странах Восточной Европы
В) разрыв отношений с Югославией
Г) достижение военно-стратегического паритета с США
Д) расхождение интересов с союзниками по борьбе с фашизмом
Е) проведение политики разрядки международной напряжённости
Укажите верный ответ.

1) АВГ

2) БВД

3) БДЕ

4) ГДЕ

А31. Прочтите отрывок из записки председателя КГБ в ЦК КПСС и укажите фамилию руководителя СССР в период, когда произошли описанные в отрывке события.

«В дополнение к представленной информации докладываю поступившие... данные о реагировании населения на решение... о некотором повышении цен на мясо, мясные продукты и масло.

Нежелательные проявления продолжают иметь место в г. Новочеркасске... Наряду с этим имеют место политически неправильные, обывательского и враждебного характера высказывания... Бригадир механической мастерской... Зонов сказал: «Индивидуальных коров порезали, телят не растят. Откуда же будет мясо? Тут какой-то просчёт».

1) Н.С. Хрущёв

2) Л.И. Брежнев

3) Ю.В. Андропов

4) М.С. Горбачёв

А32. Что из названного составляло основу политической борьбы в России в 1992-1993 гг.?
  1. противостояние законодательной и исполнительной властей
  2. проблема создания союза России и Белоруссии
  3. учреждение должности президента России
  4. отмена статьи 6 Конституции о руководящей роли КПСС

ЧАСТЬ 2

В1. Расположите в хронологической последовательности следующие события.

А) «стояние на реке Угре»

В) образование Золотой Орды

Б) поход Тохтамыша на Москву

Г) битва на реке Воже

В2. Установите соответствие между именами князей и событиями, произошедшими в годы их правления.

ИМЕНА

СОБЫТИЯ

А) князь Святослав

1) разгром половцев

Б) князь Владимир Мономах

2) крещение Руси

В) князь Олег

3) дунайские походы

Г) князь Владимир Святославич

4) разгром Ливонского ордена

 

5) создание Древнерусского государства

В3. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и напишите прозвище князя, о котором идёт речь.

«[Князь] представляется нам тонким политиком, устроителем опустевшей земли. Неважно, что понимать под его прозвищем...: щедрого ли раздавателя милостыни из сумки... или же обыкновенного скупердяя, собравшего в эту сумку, как настоящий скопидом по мелочам, денежные богатства. Для потомков он остался князем, любившим правду, избавившим население от татарских грабежей и погромов».

Ответ: __________________________
В4. Установите соответствие между именами российских императоров и событиями начала царствования.

ИМЕНА ИМПЕРАТОРОВ

СОБЫТИЯ

А) Александр I

1) созыв Учредительного собрания

Б) Николай I

2) завершение Крымской войны

В) Николай II

3) выступление декабристов

Г) Александр II

4) трагедия на Ходынском поле

 

5) дворцовый переворот, убийство Павла I

В5. Прочтите отрывок из письма современницы и напишите название войны XIX в., о последствиях которой идет речь.

«Я уже пять дней в нашей несчастной Москве. Ах, Гриша, голубчик, ты представить себе не можешь, что Москва сделалась, узнать ее нельзя и без слёз видеть невозможно этих руин. От каменных домов стены остались, а от деревянных печи торчат. Вообрази, какое чудо, что маменькин дом уцелел... а слободы как не было — вся выгорела...».

Ответ: _________________
В6. Прочтите фрагмент и напишите фамилию политического деятеля, выступившего на заседании в III Государственной думе в 1907 г. с данными предложениями.

«Поставив на ноги, дав возможность достигнуть хозяйственной самостоятельности многомиллионному крестьянскому населению, законодательное учреждение заложит то основание, на котором прочно будет воздвигнуто преобразованное русское государственное здание... Не беспорядочная раздача земель, не успокоение, бунта подачками — бунт погашается силою, а признание неприкосновенности частной собственности, и, как последствие, отсюда вытекающее, создание мелкой личной земельной собственности, реальное право выхода из общины и разрешение вопросов улучшенного землепользования — вот задачи, осуществление которых правительство считало и считает вопросами бытия русской державы».

Ответ: _____________
В7. Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и сферами их деятельности.

ФАМИЛИИ

СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) В.Э. Мейерхольд

1) музыка

Б) А.А. Ахматова

2) скульптура

В) С.С. Прокофьев

3) театр

Г) К.С. Малевич

4) поэзия

 

5) живопись

В8. Установите соответствие между понятиями и периодами, когда эти понятия появились или нашли наибольшее распространение в СССР, РФ.

ПОНЯТИЯ

ПЕРИОДЫ

А) совнархоз

1) 1945-1953 гг.

Б) гласность

2) 1953-1964 гг.

В) ваучер

3) 1965-1985 гг.

Г) «развитой социализм»

4) 1985-1991 гг.

 

5) 1992-2000 гг.

В9. Прочтите отрывок из заявления ТАСС и напишите фамилию руководителя СССР, при котором было сделано данное заявление.

«Дальнейшее обострение обстановки в Чехословакии затрагивает жизненные интересы Советского Союза и других социалистических стран, интересы безопасности государств социалистического содружества.

Братские страны твердо и решительно противопоставляют любой угрозе свою нерушимую солидарность. Никогда и никому не будет позволено вырвать ни одного звена из содружества социалистических стран».

Ответ: _______________
В10. Какие три положения из перечисленных относятся к истории тайных обществ декабристов?

1) написание Н.М. Муравьёвым «Конституции»

4) убийство Александра II

2) образование Северного общества

5) написание Н.Г. Чернышевским романа «Что делать?»

3) составление проекта М.Т. Лорис-Меликова

6) вооруженное выступление на Сенатской площади

В11. Расположите следующие события в хронологической последовательности.
А) Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе в г. Хельсинки
Б) создание Организации Варшавского договора
В) Карибский кризис
Г) образование Совета экономической взаимопомощи

ЧАСТЬ 3

К заданиям С1; С2; С3.
Из письма государственного деятеля начала XX в.

«Представлялось избрать один из двух путей: назначить энергичного человека и всеми силами постараться раздавить крамолу, затем была бы передышка, и снова пришлось бы через несколько месяцев действовать силой; но это бы стоило потоков крови и в конце концов привело бы к теперешнему положению, т. е. авторитет власти был бы показан, но результат оставался бы тот же самый и реформы вперед не могли осуществляться бы. Другой путь — предоставление гражданских прав населению — свободы слова, печати, собраний и союзов и неприкосновенности личности; кроме того, обязательство проводить всякий законопроект через Государственную думу — это в сущности и есть конституция... Немного нас было, которые боролись против нее. Но поддержки в этой борьбе ниоткуда не пришло, всякий день от нас отворачивалось все большее количество людей, и в конце концов случилось неизбежное. Тем не менее по совести я предпочитаю давать всё сразу, нежели быть вынужденным в ближайшем будущем уступать по мелочам и всё-таки прийти к тому же».

С1. Назовите автора письма и год, в котором ему пришлось делать изложенный в письме выбор.
С2. На какие реформы («уступки»), согласно тексту, вынужден был согласиться автор письма? Какие еще реформы и действия власти, направленные на прекращение «крамолы», вы можете указать дополнительно? Приведите не менее трёх реформ и действий.
С3. На основе текста письма и знаний по истории назовите не менее трёх основных причин того, что путь подавления «крамолы» через установление военной диктатуры оказался бесперспективным для власти в описанный в письме период.

Задания С4—С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (С4), сравнение (С5), анализ исторической ситуации (С6), рассмотрение исторических версий и оценок (С7).

С4. Назовите основные внешнеполитические задачи, которые решались в царствование Александра II. Укажите не менее двух задач.
Приведите примеры событий, относящихся к решению одной из названых задач (не менее трёх примеров).
С5. Ниже приведены две точки зрения на пакт Молотова— Риббентропа:
  1. Подписание пакта о ненападении с фашистской Германией и секретного протокола к нему было дипломатической удачей СССР.
  2. Подписание пакта стало ошибкой, имевшей тяжёлые последствия для СССР.
Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трёх фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения
С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В одном из выступлений в начале перестройки генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачёв подчеркивал, что ГДР — член Варшавского договора, ближайший союзник СССР, а существование двух германских государств — это реальность, с которой нельзя не считаться.

Какие события характеризовали отношение СССР к ГДР в последующие годы? Укажите не менее двух примеров событий. Назовите не менее двух причин, обусловивших политику СССР в отношении ГДР.
С7. Сравните взгляды патриарха Никона и протопопа Аввакума.
Укажите, что было общим (не менее двух характеристик), а что — различным (не менее двух различий).
Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведённая таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

Ключи к уровню «С»

Вариант 2

С1. Назовите автора письма и год, в котором ему пришлось делать изложенный в письме выбор. Ответ:

Элементы ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Может быть указано, что:
автор письма — Николай II
выбор осуществлялся в 1905 г.

 

Названы автор письма и год

2

Назван 1 любой элемент ответа

1

С2. На какие реформы («уступки»), согласно тексту, вынужден был согласиться автор письма? Какие еще реформы и действия власти, направленные на прекращение «кра­молы», вы можете указать дополнительно? Приведите не менее трёх реформ и действий.
Ответ:

Элементы ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Могут быть названы следующие реформы («уступки») и действия по успокоению «крамолы»:
учреждение законодательной Государственной думы
предоставление населению основных гражданских прав и свобод
сокращение рабочего дня и повышение зарплаты рабочим
смягчение цензуры
отмена выкупных платежей
разрешение создавать политические партии
борьба с революционным террором
укрепление исполнительной власти через создание Совета министров

 

Названы 3 любые реформы

2

Названы 2 реформы

1

С3. На основе текста письма и знаний по истории, назовите не менее трёх основных причин того, что путь подавления «крамолы» через установление военной диктатуры оказался бесперспективным для власти в описанный в письме период. Ответ:

Продолжение »

© history-larisavas